Это обычные люди гибнут за металл, а вечный бунтарь Николай Петрович Мозговой - за свое острое и меткое слово. Никто среди украинских звезд не в силах тягаться с ним в аналитичности оценок и язвительности характеристик. Коллеги знают: мимоходом брошенное им прозвище приклеивается намертво - не отдерешь.
Восемь лет назад его зычный голос взорвал благостную тишину, в которой испускала дух родимая эстрада. В своем скандально известном интервью "Бульвару" Николай Петрович не только сочно описал состояние умирающей, но и прямо назвал болезнь, которая подтачивала ее изнутри. Так в наш обиход вошло слово "фонограмма", доселе широкой публике неизвестное. Правда, певческая братия, успевшая втихаря растрынькать оставшееся с советских времен вокальное наследство, почему-то не спешила созывать консилиум. Вместо этого в ход пошли дворцовые интриги, угрозы и гневные коллективные письма - ну точь-в-точь как в недоброй памяти 37-м.
Из поистине народного артиста Украины Николая Мозгового пытались слепить антинародного. Этот жизнерадостный, компанейский человек перенес опалу властей, обструкцию коллег, материальные лишения, но не сломался и не раскаялся. Ему не давали петь - он писал рассказы (естественно, в стол), мешали говорить - отправился учить студентов, лишили Театра песни - крепче сцепил зубы...
Время подтвердило правоту Мозгового, а "помаранчевая революция" дала шанс на практике опробовать все то, о чем он неустанно твердил столько лет. Сегодня Николай Петрович не просто мэтр эстрады, профессор, но и генеральный директор и художественный руководитель Национального дворца "Украина". Он переполнен идеями, проектами, поражает энергией, прежде невостребованной. Хочется надеяться, что теперь мы и с непобедимой фанерой управимся, и вернем себе славу самой певучей нации.
Мозговой доказал, что "живую" песню не задушишь, не убьешь, и все-таки стоит, пожалуй, повесить в уголке его служебного кабинета в рамочке фотографию. Ту, сделанную в сауне, где он давал двум молодым и раскомплексованным журналисткам "Бульвара" свое, теперь уже историческое, интервью. Как напоминание и в назидание коллегам, которые уверены, что молчание - золото.
"Все спохватились: "У-у, так это же Мозговой!". Чарки пошли, приветствия..."
- Ну что, Николай Петрович, поскольку вы человек не только талантливый и знаменитый, но и колоритный, резкий и на язык острый, вопросов к вам всегда много. Для начала скажите, пожалуйста, какая, на ваш взгляд, разница между "хитами", которые мы с утра до вечера слышим по радио и телевидению, и по-настоящему народными песнями?
- Сегодня разницы нет никакой. Чтобы понять, чего стоит тот или иной хит, нужно время. Вот пройдут годы и, если песня будет людям по-прежнему нравиться, авторы ее, значит, попали в десятку.
- Когда и как вы впервые осознали, что песня, написанная вами, стала действительно народной? Когда услышали, как ее поют за столом?
- Точнее, когда обнаружил, что поющие не обращают на тебя никакого внимания, даже не знают, кто ты такой. Первый раз это случилось в конце 70-х на сельской свадьбе. Я был там со Степаном Алексеевичем Сабодашем - моим, можно сказать, учителем.
- Легендарная личность!
- Что вы! В то время он был знаменит (это сейчас его, выдающегося композитора, иногда могут не узнать). Все пели его "Марiчку", "Очi волошковi", а у меня уже были такие песни, как "Горянка" и "Вперше", где я оригинальные ковалки в проигрыши вкладывал. Будто коломыйка, только ты ее сам придумал - ну совсем как народные песни. Гости себе танцуют, поют, и им все равно, Мозговой это написал или еще кто, - им песня нравится! Уже потом спохватились: "У-у, так это же Мозговой!". Чарка пошла, приветствия...
Тогда, глядя на происходящее, я и понял, что написанное мною будет среди людей жить. Было такое чувство, как иногда в театре, когда после какой-то репризы вдруг пауза, мурашки бегут по коже и ты понимаешь, какая могучая сила, энергия идет от актера.
- Когда-то вы написали песню "Край, мiй рiдний край", которую ваши друзья в шутку перевели на русский как "Хватит, родной, хватит". При КПСС этой песней вы и София Ротару поочередно заканчивали партийные съезды. Сегодня она действительно народная, причем некоторые, распевая вовсю "Край", даже не догадываются, что сочинил ее Николай Мозговой, что автор еще жив...
- А это и не нужно - главное, что песня живет. Хотя как автору мне, безусловно, лестно, что после меня что-то останется, - значит, недаром писал. Сейчас музыку записывают на компьютере, а когда-то - на бумаге, которую нигде я не мог купить, кроме как в Киеве в магазине "Ноты". Он один у нас был - на Крещатике. Царствие ему небесное - благодаря мэру Омельченко его не стало. Раньше мы покупали там партитурную бумагу - очень толстую и удобную в пользовании. Можно было писать карандашом, а если ошибся, стирать ластиком... Все-таки бумага - это что-то особенное!
- Некоторые композиторы хиты, что называется, высиживают, берут музу измором. А вы?
- У каждого все происходит по-своему, но я не могу объяснить, как этот процесс идет у меня. Понимаете, вдруг что-то открывается, какой-то канал...
- Для этого нужно быть немного навеселе?
- Не имеет значения - важно состояние, сумма информации, впечатлений, всего того, что накапливается в человеке, у которого есть талант к написанию стихов, песен или романов... Вот тогда раз... и все. Лично у меня так. Я практически никогда не пользуюсь инструментом. Сажусь за него потом, когда песня уже готова, когда есть мелодия и слова, и я просто себя проверяю: ну, и что вышло?
"Каждый звонил мне и говорил: "Ты прав, я с тобой, вот только за что ты меня зацепил?"
- С большинством наших исполнителей в повседневной жизни лучше не общаться. Слушать из зала, наслаждаться шоу - пожалуйста, а вот говорить с ними, как правило, не о чем. Вы очень умный, образованный человек, с вами всегда интересно. Вы ведь, я знаю, учились где-то на юридическом факультете...
- Не где-то - я с гордостью всегда констатирую, что в советские времена поступил в Харьковский юридический институт. Позднее он стал академией, а тогда это был единственный в Советском Союзе стационар, готовивший высококлассных юристов. Я стал его студентом сразу после армии, и это было для меня чем-то таким несбыточным...
- Я, собственно, к чему подвожу... По-моему, природный ум и приобретенное образование сыграли с вами злую шутку. Ныне покойный ректор института журналистики Москаленко о вашем сенсационном выступлении на страницах "Бульвара" в 97-м году сказал так: "История современной украинской журналистики делится на два периода: до интервью Мозгового и после". Прошло уже восемь лет, но в памяти у многих запечатлелась фотография на первой странице, где вы с двумя нашими журналистками Лузиной и Крутогрудовой красуетесь в сауне в чем мать родила. Те откровения "от Мозгового" перевернули вам жизнь, сломали ее?
- Честно? Я ни о чем не жалею! Часто меня поддевали: "Видишь, что ты наделал? Тебе же хуже!". Нет, хуже стало тем, кто меня не понял, потому что с течением времени люди, которые на меня обижались, стали моими единомышленниками...
- Теперь, небось, при встрече целуются?
- Целуются, еще и как! Такие побратимы, друзья закадычные, но я-то хорошо цену этим умильным улыбкам знаю. В общем, ничего страшного тогда не случилось.
Фото из того самого выпуска "Бульвара", в котором Мозговой дал свое историческое интервью, совершившее переворот в украинской журналистике. Первыми это ощутили Лада Лузина и Лена Крутогрудова |
Возможно, я позволил себе резкие выражения, но посмотрите: все, о чем говорил, актуально и сегодня. Видите, потихоньку исчезает фанерка. Даст Бог, наше государство станет богаче, и тогда люди совсем от этого убожества откажутся, вернутся к живому искусству.
Да вы и по себе это чувствуете, поэтому все время экспериментируете, ищете себя. Вы же ощущаете, какое это наслаждение - доносить песню до слушателя так, чтобы тебя поняли, чтобы тебе хлопали, чтобы твоим глазам и твоему голосу поверили. Причем учтите: такое обращение в свою веру должно произойти за три-четыре минуты...
Настоящая эстрада - та же трибуна: вы выходите на сцену, чтобы зрителей завоевать. Вы говорите им: "Люди добрые! Я постараюсь стать для вас лучшим, все для этого сделаю, поверьте!" - и с наслаждением поете. А когда есть обратная реакция - это же вершина блаженства!
...Знаете, с тех пор и время прошло, и революцию мы пережили. Стало очевидным, что побеждает только высокое искусство, а если бал будут править шарлатанство и популизм, ничего не выйдет. Из показухи никогда ничего ценного не рождалось - так мы и "Евровидение" проиграли.
- Вы считаете, что проиграли?- Безусловно! Политический выигрыш, возможно, и был, а что касается шоу, оно забылось. Сама жизнь - большое шоу. Люди, например, никогда не забудут, что братья Кличко и Андрей Шевченко из Украины, что на счету этих спортсменов большие победы. Даже их поражения останутся в памяти, потому что эти ребята не раз и не два доказывали, что они лучшие. А "Евровидение", вы уж меня извините, это конкурс домохозяек...
- Мы еще "Евровидения" коснемся. Скажите, а что вы почувствовали, когда увидели первую страницу "Бульвара" с фривольной фотографией? Что испытали позднее, когда вам начали звонить бывшие теперь уже друзья и вечные недруги, когда был практически сорван фестиваль, который вы должны были проводить, и у вас отняли буквально все?- Знаете, каждый, кто в те дни звонил, говорил: "Ты прав, я с тобой, вот только за что ты меня зацепил?"
(смеется). Ну а фестиваль... Как видите, я дожил до этого дня, доказав, что силовыми методами проблемы не решаются. Тогда меня словно от сиськи отлучили - я был вынужден срочно искать средства, что-то продавать, закладывать. Меня перестали приглашать на официальные концерты, забрали у меня восемь лет, когда я как певец был на пике формы. Ну что поделаешь? Так случилось!.. И все равно я абсолютно не жалею. Со временем понял, что жизнь с каждым проделывает коленца. Вот смотрите: уже и Кучмы нет. Кстати, сам по себе бывший Президент был неплохим человеком, он меня слушал, понимал.
- И даже, насколько я знаю, выпил однажды с вами на брудершафт и сказал, что вы его друг...- Да! Единственное, его помощники помогали не так, как нужно, а то и вообще умывали руки. Хотя сейчас я столкнулся с парадоксом, который вводит меня в состояние психоза. В этом году должен пройти 10-й - юбилейный! - конкурс Ивасюка. Должен, но, оказывается, министру-демократу объяснить это труднее, чем раньше министру-бюрократу и партократу.
Когда на этом посту был Богуцкий, говорили, что он такой-сякой, тем не менее он меня понимал. Планируя на следующий год какое-то мероприятие, фестиваль или конкурс, я у него буквально вырывал копейки, частичное финансирование, но если мы договаривались, что будет такая-то сумма, - все, я знал, что железно эти деньги получу. А сегодня многоуважаемая Оксаночка Билозир не хочет со мной даже разговаривать - я постоянно звоню в Министерство культуры, но там меня отфутболивают...
Она вообще передает, что без меня меня женили, то есть не видать конкурсу Ивасюка средств, которые еще при Богуцком были в бюджете заложены (а бюджет - это закон!). Она говорит: "Я такую сумму не дам - могу только третью часть, то есть 100 тысяч". Хочу сейчас, пользуясь случаем, сказать: "Оксаночка Владимировна, вот ты на эти средства, пожалуйста, и проводи конкурс. Пой, танцуй - все делай сама. Покрутись-ка на них!".
А это надменное поведение, менторский тон: "Я дам!"... Да не ты даешь
(волнуется), а государство - этот конкурс стоит в государственном плане! Мы уже видим, чем сегодня такой подход чреват - и в связи с проведением конкурса Ивасюка, и в других отраслях нашего хозяйства. Из-за того, что руководители не советуются с рядовыми исполнителями, рабочим классом, складывается не очень хорошая ситуация. В искусстве я исполнитель, рабочая косточка, так почему бы со мной не посоветоваться: а как я вижу эту проблему, как ее нужно решать?
Я себя успокаиваю: мол, это ошибка роста, и дальше все будет хорошо, нормально, но стоило бы все-таки согласиться с предложением, которое звучит со всех сторон: почему бы в каждой сфере не собрать лучших специалистов? Как их определять? Очень просто! По возрасту, по званию, по тому творческому багажу, который человек имеет.
"Почему мы на тех "Гринджолах" зациклились?"- А кого бы вы в своем деле собрали? Давайте перечислим фамилии...
- И Верку Сердючку, и Билоножко, и Билозир, и Могилевскую - ну всех знаковых, которые есть. Пожалуйста, приходите в дворец "Украина" - поскольку я там не только генеральный директор, но еще и художественный руководитель, приму вас художественно. Давайте все вместе сядем - у нас есть прекрасный пресс-центр, а если народу будет много, в зале устроимся - и поговорим. Обсудим, что нужно сделать, чтобы наша эстрада вновь стала лучшей.
Я повторяюсь, мне это уже надоедает, но в каждом интервью говорю: даже в советские времена, как бы их ни ругали, было принято постановление Политбюро о неудовлетворительном состоянии концертной деятельности в Украине. Представьте себе, при однопартийной системе - и такое внимание к этой проблеме! Ну скажите, пожалуйста, почему сейчас его нет? Да сам Бог нам сегодня, в такой стране, велел быть демократами, правда? Все же нормальные люди. Надо собраться, сказать друг другу, что так дальше нельзя, и принять декларацию, какой-то документ, чтобы впредь под фанеру не петь и жить так-то и так-то.
- А вы знаете, как нужно жить?- Безусловно! И я знаю, и многие другие, но никто никого не слушает. Не хочет.
- Но Оксана же Билозир в прошлом тоже эстрадная певица - неужели и она не знает?- Я не отрицаю, что знает, но иногда ее знание не совпадает с моим и еще со многими. Поэтому нужно все "знаю" выслушать, понять и прийти к чему-то одному - главному. Как принимаются Конституция, законы? Вот так же примерно и мы должны действовать. Для чего предназначались когда-то министерства, созданные еще при Иосифе Сталине? Чтобы лучшие специалисты данной отрасли оказывали методическую и практическую помощь в решении народно-хозяйственных вопросов.
А сейчас что получается? Какой вопрос ни возьми, везде проблемы - в кино, в театре... Оксана Владимировна с высоты своего эго, своего "знаю" твердит, что проблем будто бы нет, но я-то вижу, что есть. И мой друг Гаврилюк абсолютно не удовлетворен тем, что происходит в кино! Ну так, может, спросить у него: "Iване, а яка твоя думка? Як там в кiно повинно робитися?". Он же последний из могикан, народный артист, народный депутат, но его мнением почему-то не интересовались. Все как-то однобоко: давайте, допустим, у Ильенко спросим! А что же Балаяну высказаться не предложат?
Ну, это что касается кино. Я его как обыватель смотрю, на уровне нравится - не нравится, а за свое дело очень болею и стараюсь ничего не упустить. Правда, боюсь, многое уже потеряно.
Я и тогда, восемь лет назад, говорил, и сейчас хочу повторить одну истину. Если мы не станем сегодня воспитывать молодое поколение, у нас ничего не будет. Ни-че-го! Я вот пытаюсь создать оркестр из лучших музыкантов Киева - чтобы был при дворце "Украина", чтобы управлял им хороший дирижер. Кинулся... Мама родная! - людей не осталось: еле-еле небольшой состав наберешь. Число дирижеров просто мизерное.
Я иногда думаю: "Господи! Еще буквально 10 лет назад у нас было столько оркестров - где они?". Музыканты, недовольные положением париев, в котором они оказались, и финансовыми условиями, разъехались, а тех, кто еще здесь, надо удержать, сберечь! У нас уже нет оркестров, а те, что остались, влачат жалкое существование. Разве это не проблема? Почему же не поговорить о ней с дирижерами, с преподавателями, ведь та же Оксана Владимировна еще вчера заведовала кафедрой?
Почему мы, например, на тех "Гринджолах" зациклились? Да потому, что у нас не только яркой, талантливой молодежи нет - вообще ничего. Вот на "Интере" делают передачу "Шанс". Это же самодеятельность, правда? Но они раскручивают ребят, лепят из обычных людей звезд. Вот бы под этот "Шанс" образование добавить - какая польза была бы!
"Не знаю, каким плугом затянуть в дворец "Украина" украинских звезд"- Образование - это тяжело. Проще выйти на сцену и сразу запеть...
- Проблема! Сегодня, если государство не повернется к ней лицом, а будет показывать спину, ничего не выйдет. Скоро утратим и то, что имеем...
- Как любит повторять Виталий Коротич: "Держава дбала не про нас". Николай Петрович, несколько лет назад вы сетовали на засилье на сцене дворца "Украина" московской попсы. Вы, помню, возмущались: "Одни и те же поют: Аллегрова, Агутин, Варум, снова Варум, Агутин, Аллегрова... Моя бы воля, в основном бы наши певцы выступали". Теперь вам, как говорится, и карты в руки. Скажите, сейчас украинские звезды поют на сцене Национального дворца?-
(Грустно). Нет! Абсолютно! Хотя я все для того делаю... Мы в "Украине" зажили по-новому со 2 мая. Я перед кем угодно могу рапортовать, что 2 и 3 мая, на Пасху, когда обычно никто ничего не проводил, мы заявили концерт хора Веревки, и прошел он просто чудесно, при полном зале.
- За билеты или по пригласительным?- За билеты, за деньги, за нашу родимую гривну! Все стращали меня, что, во-первых, никого не будет: мол, кто на этот хор пойдет! Пошли! И на ансамбль Вирского, и на классический балет народ валом валит! Теперь будем регулярно проводить концерты наших лучших коллективов: пригласим и капеллу бандуристов, и оркестр народных инструментов со всеми солистами.
- За билеты?- Только! И все - я уверен! - будет отлично.
- На концерты эстрадных певцов тоже пойдут за билеты?- Ой, Дмитрий Ильич, пусть бы сами певцы к нам пришли - пока нет желающих. Я предложил такую модель: работаем на паритете, но чтобы дворцу не в убыток, чтобы мы хоть на аренду собрали.
- Неужели никто из украинских исполнителей не осмелился?- На сегодня ни одного контракта с нашими звездами у меня нет. Не знаю, каким плугом их сюда затянуть, еще не придумал, но считаю, что, отважившись на сольный концерт, человек узнает, кто он такой есть, чего стоит, может ли собрать зал. Это не в прессе хвастаться: "Я суперзвезда"... Не так-то легко чем-то свои претензии подкреплять, правда?
- И все же... Почему наши великие, непревзойденные, народные и лауреаты не рвутся с сольными концертами на сцену дворца "Украина"?- На мой взгляд, причина одна: боятся, что облажаются. За эти годы, десятилетия фанерка сделала из них эдаких синхробуффонистов, которые просто губками шлепают под фонограмму. Никто уже практически не поет, а если так, откуда эмоциям взяться? Перед тем как запеть вживую, нужно подготовить себя, серьезно подготовить. Поэтому и возникла такая пауза, хотя я убежден, что эту тишину прорвет, потому что молодежь сейчас очень настырная. Правда, ее воспитывать нужно... Валевская, например, из "Шанса" - это же явление! Во-первых, там голосище какой, а как выросла! Еще три года назад она была ну нiяка, но пришла к педагогу по вокалу в Хмельницком и сказала: "Хочу учиться петь". Она плодотворно занималась у своего преподавателя целый год, и та сделала из нее человека. У нас на конкурсе в Ялте Гран-при Валевская получила безоговорочно, возле нее и рядом никто не стоял. Потом была отличная победа на "Шансе", и теперь дай Бог, чтобы она выиграла конкурс в Юрмале, на который хочет поехать...
- Вы вообще одобряете "Шанс"?- Безусловно! Это что-то вроде порядком подзабытых передач "А ну-ка, девушки!", "А ну-ка, парни!". Все это вселяет в простого человека веру, что и он может прорваться. Допустим, ему некогда было, он стеснялся, да и не имел такой возможности в селе, районе или городке, где живет. Человеку нужно видеть перспективу, но, увы, никто этим не занимается. А ведь когда-то у нас были школьные, районные, областные и республиканские олимпиады - оттуда вся самодеятельность выходила.
"Как говорят в Черновцах, результат на лице"- А помните передачу "Алло, мы ищем таланты"?
- Конечно. В Украине по первому каналу шли "Сонячнi кларнети" - это же чудо! И народная музыка, и эстрада, и танец, и хор - все там было. Почему "Кларнетов" сейчас нет?
Повторяю: если не станем воспитывать настоящее, если не обратим внимания на талантливых молодых людей, будущего у нас не будет.
- От наших народных артистов и мэтров - не вас имею в виду - я много раз слышал причитания: "Москва нас гнобит. Везде российские исполнители, на них люди ходят, а на нас нет, и все это из-за них"...- В какой-то мере, возможно, так и есть...
- Тем не менее поговорка гласит: "Неча на зеркало пенять, коли рожа крива"...- Абсолютно! Нужно все делать для того, чтобы быть лучшими. В советские времена на всех конкурсах эстрады побеждали преимущественно украинцы, и это было нормально, поскольку вокальная школа у нас была очень серьезная. И в Одессе, и в Харькове, и на Донбассе - да где угодно. А уж про Черновцы вообще не говорю - это была Мекка. Об этом все знали и нас боялись.
Почему сейчас мы утратили лидерство? Потому что страна бедная. Вот и едут артисты искать доллар куда глаза глядят, но если бы у нас в государстве что-то произошло, что отразилось бы на уровне патриотизма... Эх, хотя бы поляков догнать!
- Подождите, но ведь произошло - Руслана выиграла "Евровидение"...- Патриотизм не может держаться на одной Руслане или только на Майдане - это то, что необходимо каждый день, как молитва. В той же Польше в воскресенье все - и стар, и мал - идут в костел. Во время службы стоят рядом, кто-то просто на улице помолится. Молитву они в себе несут! Так и любовь к государству определяется не порывом многотысячного Майдана, а чувствами его маленькой частицы. Люби себя, люби ближнего, люби маму, отца, свой двор, свое село, местечко, город!
Государственный подход не в том, чтобы кричать, скандировать, голосовать, размахивать флагами. Чего ты стоишь? Что умеешь? Что сделал сегодня лучше, чем вчера? Что совершил такого, чтобы удивить друзей, чтобы после себя что-то оставить? Иначе ничего не получится, поэтому люди, которые мечтали закрыть вашу газету, зря старались... Я всегда говорю: "Сделайте лучше, чем Гордон. Сделайте! Или пойте лучше, чем Поплавский".
Упрекать и говорить, что это бяка, а это кака, может каждый. В футболе тоже все понимают, все вдохновенно советуют, что и как надо делать, но, как оказалось, Лобановский был один. Так и в искусстве. Если еще до выхода на сцену певец не задался целью быть лучшим в концерте, пускай вообще не выходит. Стремись быть лучшим, добейся, чтоб тебе хлопали больше всех, пропой так, чтобы все завидовали! Вот если каждый так будет относиться к своему делу, что-то у нас появится.
Как вы думаете, легко было мне выступать, когда в той же программе пели Яремчук, Зинкевич, Ротару, Попович, Матвиенко, Богатиков, Гуляев, Гнатюк? Вот это были концерты! Это были артисты! Как говорил покойный Борис Григорьевич Шарварко: "Да, такого ще не було!". Поверьте, нужно было что-то уметь, чтобы в такой когорте не затеряться. Это не то, что я тот период жизни хвалю, но сейчас же видно, как артисты выходят на сцену. Аплодирует публика или не аплодирует, а ему все равно. Он им: "Ай-ай-ай! Где ваши ручки, где ваши ножки?". А в ответ тишина. "Га? Не слышу, не вижу". Все глухие, какие-то недоделанные!..
- Николай Петрович, а чем вам не нравится группа "Гринджолы"?- Знаете, я никого не хочу обидеть, но скажите: а чем она может мне нравиться? Да, во время Майдана - класс! Попали в десятку - вопросов нет! Во время инаугурации, кстати, их место было там - многотысячная толпа, собравшаяся на торжество, хотела спеть: "Разом нас багато, нас не подолати". Но на "Евровидении" хлопцы были не к месту. Тут уже вступают в права законы музыки, менеджмента, продюсерства - все в куче. Надо было доказать Европе, что мы певучий край, а что они пели?
Вот если бы Ани Лорак осталась... Пусть бы даже она проиграла, но это певица от Бога, она красива, поет здорово. Чем она хуже гречанки, которая победила? Ничем. Пускай бы та стала лауреатом, а эта заняла какое-то другое место, но это же масть, это класс! А так мы пожертвовали музыкой ради политики плюс представители многих государств приехали на шарка: тоже фальшивые, никакие... Из-за такого отношения конкурс "Евровидение" и не входит ни в какие рейтинги.
- Да вы что?- Да не вы что - это правда! Пусть бы наши чиновники развернули какой-то справочничек и почитали, что "Евровидения" ни в каких ФИДО нет...
- А мы ж так готовились!- Ну, готовились. Может, из чисто политических соображений это нормально, но если уж конкурс художественный, публику, зрителей нужно было пронимать искусством. Ошибка политиков в том, что для них слишком затянулся Майдан, а в данном конкретном случае побеждал господин артист. Ну что "Гринджолы"? Причесали их, что-то там на голове выбрили, но это еще не означает, что люди умеют играть.
Да и вообще, при чем тут я? Спросите у таких, как они, - у музыкантов. Как говорят в Черновцах, результат на лице. Куда бы они не поехали, сборов нет. Во Львов пожаловали - и там народ не польстился! Сегодня, чтобы дать кассовые концерты, нужно, во-первых, подготовить хорошую программу, а во-вторых, что-то из себя представлять.
"Гринджолы" и сами понимают, что нужно учиться, что-то делать, если эта так называемая группа хочет выступать. Тут столько работы еще - ого-го, непочатый край.
"Ни Сашу, ни дочку я одинаково не понимаю. Что же вы делаете? Вы своего ребенка травмируете!" - Ладно, с "Гринджолами" разобрались, а почему вы в "Бульваре" так наехали на Аллу Борисовну?
- Это я наехал?
(В запале). Да она сама на себя наезжает! Разве это я вышел из поезда и развязно разговаривал с киевской прессой? Она! Я лишь констатировал факт, ничего от себя не прибавил. И не я ее фотографировал - это все вы, журналисты. Вы ее снимок напечатали, да еще и подробности расписали, а нужно было его давать, как любят на "5 канале": no comment - без комментариев. Но коммент нужен, а пресса как сказилась, взахлеб стала писать, что наконец-то приехала сама прима. Поздравляю тех, кто восторги изливал: это какой же у них вкус, это что же они в музыке понимают? Наверное, ничего! Начнем с того, что, как бы там ни было, но я еще помню 74-й год, когда Алла Борисовна на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады получила лишь третью премию. Кто-то отмахнется: ну и что? Как бы не так.
Знаете, то, что происходит в России, на самом деле меня не задевает. Пугачева - выдающаяся артистка, спора нет, но называть ее эталоном, примой? Ну какая же она певица, если в трех тесcитурах поет? Три человека в один момент поют в одной песне - ну что же это такое? Поэтому никакая она для меня не выдающаяся певица. Эталонная актриса - да!
- Тем не менее в "Бульваре" вы назвали ее базарной бабой, торговкой...- Ну так она сама дала повод... Это все продолжение темы лимузина у трапа... Такую же комедию нам разыграл вельмишановний, или как его там...
- Лучезарный...- Вот такой же он Лучезарный, как она прима.
(Насмешливо). Прима-балерина! На сцену нужно выходить красивым, эстрада - это молодость. Боже, Боже! Только выдающиеся люди с такой харизмой, как у Шульженко, могут блистать на сцене до 70 лет. Шульженко, Бернес - это что-то иное, очень высокое, глубокое, а тут просто беззастенчивый, наглый пиар... Нет, я от того, что сказал, не отказываюсь.
- Николай Петрович, в последнее время пресса много пишет о разводе вашей дочки Алены с Александром Пономаревым. Это правда?- Ну что вам сказать?
(Грустно). Если это розлучення, то де ж було злучення?
- А что, злучення не було?- Конечно - восемь лет назад я же об этом писал. Так оно и осталось по сей день. Это жизнь, но я переживал тогда за ту крохотку маленькую, внучку, которая родилась. Теперь она уже взрослая, и им надо было о ней в первую очередь думать. Ну что же вы делаете? Вы своего ребенка травмируете! Я одинаково сейчас не понимаю ни Сашу, ни дочку. Ну как же так? Есть ведь дети! Спина к спине: разошлись! Нет, семья - это очень серьезно.
- Вы относились к Саше как к зятю?- Ну а как же? Я и сегодня к нему именно так отношусь.
- Он нравится вам как человек, как певец?- Вопрос непростой... Многое мне в нем как в человеке не нравится, многое нравится, многое нравится и не нравится как в певце. Однозначно ответить сложно. Его попытка найти себя в серьезном вокале пришлась мне по душе. На мой взгляд, стоило бы продолжать этот творческий поиск: петь и с оркестром народных инструментов, и с симфоническими оркестрами. А вот его эксперименты в рок-музыке лично меня не воодушевили. Это не для его голоса... Он лирик, он тендiтний, и его образ, как я представляю, должен быть сродни Хулио Иглесиасу. Нужно искать дорогу к сердцам через свой лиризм, привлекательность, молодость, через голос.
Последний учитель по вокалу у него был прекрасный. Косте Огневому не нужно было петь рок или Бог знает что еще. Он просто выходил, заводил, допустим, "Вчителька моя", и зал ревел, как белуга. А перед ним точно так же успешно пел Дмитро Михайлович Гнатюк. В последних наших концертах, которые я проводил в Черновцах...
(Волнуется). Огневой выходил, и в театре становилось тихо - все ждали, когда он начнет петь "Чорнобривцi". И когда он заканчивал, сразу не хлопали - тянулась какая-то пауза, а потом обвал, шквал аплодисментов. Это был волшебный голос, от него такая шла энергетика!
У Сашка все это есть, просто он еще ищет себя, знаете. На эту тему сразу вспомнился анекдот. Грузин купил себе белый рояль, "Ямаху", домой затащил и целый день сидит: бум, бум! - одну ноту бьет. Сосед не выдержал: "Гиви, прекрати, у меня сын в музыкальной школе учится, так он все время туда-сюда играет, туда-сюда". - "Вано, он ищет, а я уже нашел".
- Николай Петрович, вы человек независимый, гордый, но теперь как у директора дворца "Украина" у вас появились несколько специфические, скажем так, обязанности. В нынешней должности волей-неволей вам нужно встречать почетных гостей: Президента, министров, лидеров дружественных государств - и нужно быть не только певцом-композитором Мозговым, но где-то и дипломатом: услужливым, всегда улыбающимся... Ну и каково вам в этой роли?- Я не сказал бы, что мне очень нравится блюсти протокол, но работа есть работа. За те несколько месяцев, что я нахожусь при должности, встречал много людей уважаемых и достойных - в основном они очень симпатичные и простые. Это пресса и телевидение каждого обладателя высоких чинов преподносят народу в виде скалы, к которой не знаешь, как подойти, а когда поговоришь с ним, видишь, что это нормальный человек со своими проблемами, бедами. Не знаю, кому как, а мне всегда видеть этих людей приятно. Они с радостью приходят на концерты и сетуют, что не всегда могут это себе позволить, потому что с утра до ночи работают.
"Утром проснулся - вспомни, что ты сделал для искусства"- Это правда, что наш Президент может прийти с одним охранником, тихонько войти в зал, сесть, как обычный зритель, на место?
- Правда! Знаете, в этой простоте глубокий есть смысл, хотя и нельзя этого делать по протоколу.
...Ой, недавно поэт Крищенко, пробираясь на свое место, кого-то в ряду толкнул. Человек повернулся, и в этот момент бедный Крищенко готов был от удивления и стыда умереть - он увидел, что это Виктор Андреевич...
Любовь нашего Президента к искусству прослеживается еще с тех времен, когда и намека на президентство не было. Ющенко работал в банке - в одном, втором, и просто приходил на концерты, знакомился с артистами. Он искренний и хороший человек, который интересуется искусством, любит его, по-своему оценивает...
Естественно, у него не остается времени, чтобы уделить искусству больше внимания, захлестывают глобальные, экономические проблемы, но я более чем уверен в том, что, если он поставит перед собой такую цель, лед тронется. Президентское внимание нам крайне необходимо, и я всякий раз буду напоминать Виктору Андреевичу про наши ну просто кричащие проблемы в балете, в опере, в эстраде. Буду об этом писать, говорить на телевидении и при возможности ему лично, потому что у нас много этаких потемкинских деревушек.
За благополучным фасадом нашей альма матер - Киевской консерватории прячется откровенная бедность. Сегодня там нет пристойных инструментов, студентам не на чем заниматься. Не лучше ситуация в вузе, где я работаю, - в Институте искусств при Педагогическом университете. У нас чудесный, душевный ректор, но у него нет денег, чтобы залатать все дыры... Разные нужны преподаватели: и физики, и химики, но и мы нуждаемся во внимании. А какие жалкие у нас аудитории! И это здесь, в столице, а что же на периферии делается?
Понимаю, что я, как тот кулик, только про свое болото, но, возвращаясь к началу нашего разговора, я бы очень хотел, чтобы у Оксаны Владимировны Билозир стало побольше помощников, которые привлекли бы ее внимание к наболевшим проблемам. Их нужно решать сегодня - завтра уже будет поздно, и начать лучше всего с учебных заведений.
Я рад, что есть Михал Михалыч Поплавский - теперь уже народный депутат, почетный ректор (по четным в университет приходит)... Он поднял планку своего вуза на такую высоту, что остальным тянуться и тянуться.
- А как про сало поет!- И прекрасно, что поет, хотя, конечно, не это главное. Когда-то Ельцин говорил: "Утром проснулся - вспомни, что сделал для Украины". Теперь этот лозунг нужно слегка изменить: "Проснулся - вспомни, что сделал для искусства", потому что не хлебом единым, не только колбасой или углем...
"Куда критики делись? "Сникерсами" торгуют?"- У нас вообще с утра до ночи на всех экранах, на всех страницах газет одни проблемы, но об искусстве никто не говорит. Нет критики, никто не ждет газету, как когда-то. Раньше спектакль прошел - наутро все ждут: "Ну что там? Не обгадили ли? Что написали?". Если похвалили: "Господи, какая радость!". Сейчас этого нет и в помине - рецензию днем с огнем не сыскать. Ни на драматические спектакли, ни на балет. А ведь вузы каждый год выпускают критиков - куда они делись? "Сникерсами" торгуют?
-
Николай Петрович, на мой взгляд, ваша жизнь напоминает качели: то вверх, то опять вниз. Как вы сейчас себя чувствуете и счастливый ли вы человек?- Я абсолютно счастливый человек и благодарен судьбе за то, что работаю в дворце "Украина". Почему? Всю жизнь я держал или коллектив, или оркестр, всегда находился в поиске, в эксперименте, а что здесь? Тот же творческий коллектив, только очень большой. Обычно все новации упираются в качество звука и света, так вот, сегодня я смею доложить, что лучшего звука, чем теперь в "Украине", на территории нашего государства нет. Какой бы придирчивый артист ни пришел - пожалуйста! 35 лет мне говорили, что в зале какие-то ямы. Их больше нет, не существует.
-
Засыпали?- Более того, из динамиков, которые были установлены в стенах, мы сделали еще один комплект звуковой аппаратуры, теперь выездной, и дворец готов напрокат, за деньги предоставлять сцену, звук, свет - все у нас есть. Теперь планируем открыть аудио- и телевизионную студии.
Что бы кто ни говорил, со временем мы откроем и телевизионный канал - все возможности для этого есть - и сделаем это на свои деньги. Для аудиостудии уже все готово. Два пульта, которые стоят шалені американські гроші, простояли у нас с момента реконструкции дворца - так никто на них толком и не работал. Теперь мы пускаем это золото в дело и открываем студию звукозаписи, которая по всем своим параметрам будет одной из лучших в СНГ.
Я очень счастливый человек, потому что живу сегодня своими планами. Убежден, что за несколько лет мы их выполним и больше в дворце "Украина" не будет проблем, где записать, как отснять, при каком свете? Нынче купить десяток камер и установить их не составит проблемы - куда сложнее найти хороших компьютерщиков и телевизионных инженеров с современным мышлением. Но она есть - талантливая молодежь, и я ее постоянно ищу - задался такой целью.
Знаю, что многие люди способные, которые мне известны по первому и другим телеканалам, с радостью мне помогут, и в Украине будет создан еще один хороший канал. Это не фифция, не фикция - я говорю по делу, потому что меня гнетет то злиденство, которое вижу каждый день на экране.
"Николай Петрович, ваша жизнь напоминает качели". - "Дмитрий Ильич, я абсолютно счастливый человек" |
Я хорошо знаю цену так называемым телевизионным продюсерам и их браваде. Фамилии сейчас называть не буду, но мне очень обидно за все то дерьмо, которое потоком течет с телеэкранов. Смотреть это невозможно: включил и выключил!
Это как же нужно ненавидеть свое государство, чтобы потчевать его таким продуктом! Это до какой степени нужно не любить свое кино, чтобы показывать всю эту беду, эту латину! Это как же нужно не любить свою украинскую песню: и народную, и современную, - чтобы постоянно на всех FM-ax и со всех телеканалов нам постоянно пели одно и то же! И при этом люди не стесняются бить себя в грудь и просить: "Ой, оставьте нам лицензию, мы будем хорошие".
Все задуманное я постараюсь довести до ума. Боже, вчера позвонил один чолов'яга из Львова и произнес такие слова, что жить захотелось! Он сказал: "Николай Петрович, дайте, пожалуйста, ваши кассетки разных лет". Я удивился: впервые слышу, что я в формате. "Зачем это вам?" - спрашиваю. "Мы создали на радио FM-канал и строго следуем вашим наставлениям. Кстати, посоветуйте еще кого-нибудь из певцов".
Вот если будут у нас такие эфэмщики, а не болтовня, как здесь, Киеве, дело пойдет. В столице на телевидении вечно советуются, умняк наводят. Нет чтобы взяли и без указаний Верховной Рады что-то сделали! Какие нужны указания, чтобы крутить украиноязычные песни? В исполнении всех, кто есть: и Гордона, и Поплавского, и Мозгового. И не повторять, как заклинание: "Вы не в формате нашего канала". Я никого не упрекаю, но откровенно говорю всем телеканалам: они абсолютно бездарные, они ненавидят государство, в котором живут. От силы одну-две свои передачи крутят, а продукта своего нет.
Если бы меня услышал Николай Баграев, к которому я с таким пиететом всегда относился... Ну почему он на "Таврийских играх" не сделает конкурс современной эстрадной песни с обязательным исполнением на украинском языке? От этого его "Таврийские игры" станут еще лучше. Ну куда тому "Евровидению" до "Таврийских игр"? У него же и по аппаратуре, и по звуку, и по свету, и по уровню исполнителей все было лучше, а еще бы песню на украинском добавить - все, это была бы ну супер-пупер, а не акция. Но посмотрите: больше же в Украине и нет ничего. Я только набрал воздуха, а перечислять нечего.
-
Николай Петрович, напоследок я просто не могу не попросить вас спеть. Это экспромт, но отступать некуда...
-
(Смеется). Пожалуйста! У меня есть целый цикл песен про найдорожче - про свою хату, землю... Когда-то я был на гастролях на Дальнем Востоке, и что-то взгрустнулось. Чтобы как-то развеяться, написал про райский уголок, где вырос, - про Новоселицу. Там есть такие строчки
(поет):Бачив я багато у житті,
Різні села і міста великі,
Та вертає спомин уві сні
До твоїх садочків, вулиць тихих.
Де кохання першого весна
Яблуневим буйним п’янким цвітом
Полонила юнії серця,
Понесла у вирій понад світом.
Новоселиця, Новоселиця...
Місто перших мрій, моїх мрій-надій.
Новоселиця, Новоселиця...
Місто перших мрій і надій.Привет, Новоселица!