Смотрите авторскую программу Дмитрия Гордона30 октября-5 ноябряЦентральный каналАнатолий КОЧЕРГА: 4 ноября (I часть) и 5 ноября (II часть) в 16.40
| | |
7 октября 2009. Телеканал «Киев»
Эдуард ХАНОК: «Слова из песни Леонтьева «Жизнь пронеслась, как сверкающий бал...» подчеркивают то, что гуляла на этом балу Пугачева, а сам он туда не попал, ибо оказался ее хотя и блестящей, но все же тенью»
«Вайкуле - одна из самых везучих певиц, поскольку взлетела на песнях, как бы не спетых ушедшей в эксперимент Пугачевой»
- Я, Эдуард Семенович, заметил, что вы святую троицу обожаете: в книге у вас три волны, три оттепели, какие-то еще три осколка...
- Это не я придумал, а Алла Борисовна, которая в интервью как-то сказала: «Какого-то одного амплуа у меня не было, а если и было, то... многоплановой певицы. Потом я, как зеркало, разбилась, и все осколочки стали петь - как бы вместе, но вместо меня...». Я вычислил, кого она имела в виду. «Я сейчас только в начале своей новой профессии, впереди у меня великое будущее, и умру так, что сам себя буду провожать с удовольствием»
Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
Первый осколок - Лариса Долина, которую я считаю Тиной Тернер российского масштаба. Вот уж кто действительно соответствует своей фамилии. Обладая шикарнейшим голосом с приличнейшим диапазоном и великолепной джазовой школой, она долго оставалась невостребованной, оттого и была на грани... В конце 90-х, выйдя замуж за бас-гитариста Илью Спицына, Долина совсем потерялась - не спасло и вхождение в состав Общественного совета при президенте России, да и какой совет может помочь, если основное время вышло и даже на остаточную волну сил не осталось...
Говорят, что у нее злое лицо, а вот мне так не кажется - просто в ее глазах много тоски. Может, от невозможности заниматься своим истинно джазовым призванием? Впрочем, все это, пожалуй, не так уж и важно: «главней всего - погода в доме!».
Второй осколок - Ирина Аллегрова - единственная певица, откровенно поведавшая, что «все мы, бабы, стервы!». Тоже из тех, кто намаялся... Имидж - «с претензией на Императрицу».
Третий - Маша Распутина, единственная, как ей кажется, честная девушка российской эстрады, неоднократно утверждавшая, что зарабатывает меньше, чем тратит. Имеет идеальную внешность, включая ноги от самой шеи, а вдобавок в отличие от невезучей Азизы и незапятнанную репутацию. Смех ее такой же заразительный, как и у Аллы Борисовны, правда, более навязчивый. В 90-х - главная оппонентка Киркорова (говорят, что-то когда-то у них было), имидж - «красавица-спортсменка, неисправимая оптимистка».
Уверен: именно эти три певицы и воплощают суть Аллы Борисовны. Маша Распутина - излишнюю раскованность, или, мягко говоря, пошловатость, Ирина Аллегрова - внешний имидж, потому что, если смотреть на нее, бегущую в глубь сцены, спиной к зрителям, так и хочется воскликнуть: «Здравствуйте, Алла Борисовна!», а вот Лариса Долина унаследовала все остальное. Кстати, «сдулись» все трое практически одновременно...
- По-моему, вы Лайму Вайкуле пропустили... «Говорят, у Ларисы Долиной злое лицо, а вот мне так не кажется — просто в ее глазах много тоски. Может, от невозможности заниматься своим истинно джазовым призванием» |
- Это другой случай. Лайма - одна из самых везучих певиц нашей эстрады, поскольку взлетела на песнях, как бы не спетых ушедшей в эксперимент Пугачевой. Сценический имидж - «женщина, которая не только хорошо поет, но и неплохо танцует» - производит впечатление отесанно-окультуренно-цивилизованной Аллы Борисовны - как-никак прибалтийское воспитание. Поэтому, когда она попыталась сыграть натуральную Пугачеву («Деловая женщина»), это выглядело искусственно и даже очень, а когда по примеру Аллы Борисовны запела с Богданом Титомиром дуэтом, получилось еще хуже...
«Я не могу щадить Резника, это не тот случай. он меня тоже, если ему нужно будет, не пожалеет»
- Как автор двух суперпопулярных песен из репертуара Пугачевой вы с ней наверняка в свое время контактировали, она приглашала вас в дом...
- Впервые я пообщался с Аллой Борисовной в 78-м году, хотя знаком с ней был с 72-го - мы вместе снимались в передаче «Поэт Сергей Островой». Алла взяла меня с собой на гастроли в Тольятти - я даже принял участие в одном или двух концертах вместо абсолютно потерявшего «творческую форму» одного из ее друзей. Тогда во Дворцах спорта выступление звезды обязательно подавалось в соответствующем антураже, и хотя Пугачева, кажется, первая эту традицию поломала, уже тогда чувствовалось, что ей вся эта «тусовка» была в тягость. «Лайма — одна из самых везучих певиц нашей эстрады. Сценический имидж — женщина, которая не только хорошо поет, но и неплохо танцует» |
В нашем общении сразу же наметилась линия «и не друг, и не враг, а так», к тому же я заметил у нее черту, которую потом обнаружил у себя, - она не любит так называемых лобовых отношений. Встречаясь с новым человеком, Алла вначале возводит между ним и собой как бы стену, выпуская невидимые шипы, а потом уже «стелет розы»...
- Да и то при условии, что персонаж ей симпатичен...
- Причина, по которой я поехал в Тольятти, была чисто творческой: дело в том, что дочь Пугачевой Кристина собиралась идти в школу, и Алла решила исполнить ранее показанную мною «Песенку первоклассника». Правда, она это планировала сделать месяцем раньше (в марте 78-го), и я даже собрал музыкантов, но певица, к сожалению, «забыла» явиться на запись.
Как показало время, нет худа без добра. Находясь в тольяттинской гостинице, я вдруг вспомнил об одной простенькой песенке, связанной с моей неудачной работой на «Беларусьфильме». «Журавлик» был написан для телефильма «Зеленые фрегаты», но так никуда и не пошел, и, рискнув показать его Пугачевой, я неожиданно выиграл: она тут же села за инструмент и предложила свой (как оказалось, лучший) вариант этой песни. Так появились две наши первые и последние совместные работы: «То ли еще будет, ой-ей-ей...» и «Я хочу увидеть море, голубое, голубое...». Ирина Аллегрова — «с претензией на императрицу» |
Правда, была еще песня «Солнышко смеется, ярко светит детям» - ею, если не ошибаюсь, в 79-м году дебютировала в передаче «Веселые нотки» Кристина, а за сценой, чтобы не вызвать переполоха, пряталась ее именитая мама.
- Как раз было окончание ее первой волны...
- ...и она наверняка это чувствовала. В 79-м Пугачева возобновила сотрудничество с Ильей Резником - поговаривали, из-за спора за авторство какой-то песни они разругались вдрызг. Это впоследствии навело меня на мысль о справедливости выражения: «От любви до ненависти (и обратно) один шаг», ибо годом ранее, собираясь записывать «Песенку про журавлика» (на стихи Резника), она буркнула мне что-то вроде: «Чтобы на записи я этого Резника не видела»... В общем, это не столь важно - главное, что их альянс привел к совместному суперхиту и Пугачева наконец заставила народ запеть: до этого ее песни в основном слушали.
Кстати, именно в этот период Алла увлеклась сочинением музыки, но, сидя на репетициях ее новой программы и слушая, как «где-то за городом, очень недорого папа купил автомобиль», я ощущал некую искусственность, наигранность этой песни... Ответ на свой невысказанный вопрос получил значительно позже: в 1997-м по ОРТ показали передачу «Сюрприз для Аллы», где симпатичную вещицу спели «на-найцы». Стало ясно, что это явно их песня - как по возрасту, так и по духу, особенно слова: «Бип-бип-папа». Для Пугачевой же она явно была мелковата. Впрочем, от большинства написанных ею песен веяло некой вторичностью, перелицованностью... «Маша Распутина — единственная, как ей кажется, честная девушка российской эстрады. Имеет идеальную внешность и незапятнанную репутацию» |
- В память о былом сотрудничестве книжку свою вы Алле Борисовне подарили? Реакцию ее знаете?
- Ничего я ей не дарил, потому что осознавал: это некорректно. Пойми правильно: если занимаешься исследованием, для тебя нет и не может быть ни родственников, ни друзей, ни знакомых, иначе все пойдет просто насмарку. Вот представь, что я начинаю писать о Кобзоне и бью себя по рукам - и этого нельзя, потому что... и того... Беру следующих исполнителей и спохватываюсь - этот мне в том-то помог, тому я тем-то обязан... Скажу тебе больше: Резник для меня в последнее время многое сделал, но я увидел в нем подтверждение одного очень важного момента, и как же могу доказать свою правоту, если не на каком-то конкретном примере?
- Вы, получается, и Илью Рахмиэлевича не пощадили?
- Не мог - это не тот случай, и Резник, между прочим, если ему будет нужно, тоже меня не пожалеет ...
- Что же вы о нем написали?
- Ничего - просто по своей методике его разобрал...
- И что получилось?
- Прочтешь в книге... Да, это очень жестко, но лишь потому, что такая профессия. С Пугачевой еще хуже вышло: как я показал, она напрасно думает, будто Кобзона можно безнаказанно двигать. Алла Борисовна не понимает, что идет следом, и процесс - абсолютно от меня не зависящий! - уже начался...
«Когда вся наша провинциальная самодеятельность во главе с Аллой Борисовной заканчивается, выходит Майкл Болтон - суперзвезда мирового класса. кому что непонятно?» «Впервые я пообщался с Пугачевой в 1978 году, и в нашем общении сразу наметилась линия «и не друг, и не враг, а так...». Сегодня для меня Пугачева — это уже настолько мелко...». Алла Борисовна, Илья Резник и Раймонд Паулс |
- «Не спрашивай, по ком звонит колокол»?
- Ну, конечно, и обрати внимание: позапрошлогодняя Юрмала. Раньше кто на открытии всегда пел в конце? Пугачева - ее выступление было праздником, фейерверком! Много ли сегодня радости, объясни, если выходят Пугачева, Киркоров, поют песню, объявляют номер исполнителя и уходят? Ну а потом, когда вся наша, как я ее назвал, профессиональная провинциальная самодеятельность во главе с Аллой Борисовной заканчивается, выходит Майкл Болтон - суперзвезда мирового класса. Кому что непонятно?
Еще пример: одно из закрытий «Новой волны». Сперва появляется Хворостовский, в конце, извини, Стиви Уандер, а на разогреве у него Алла Борисовна, и человеку, понимающему эти вещи, сразу ясно: Пугачеву уже отодвинули.
Если тебя и это не убедило, пожалуйста - вот третий пример. 15-летие «Газпрома», в зале Медведев и Путин. Кто открывает концерт? Хворостовский. Потом идет наша «бутмановская самодеятельность»: Пугачева с Галкиным, Киркоров, еще кто-то, а затем выходят Тина Тернер и «Дип Перпл». Почему? Да потому, что новое руководство, при всем уважении к Примадонне, Пугачевой и КО не живет. У Медведева вообще любимая группа «Блэк Саббат», то есть пришло поколение, воспитанное на «Битлз», «Роллинг Стоунз» - вот кто священные для них кумиры! В прошлом году кто пел на открытии Юрмалы? Джо Кокер, а в конце Робин Гибб прилетел... Опять то же самое, а почему я называю постсоветскую эстраду «бутмановской провинциальной самодеятельностью»? Да потому, что когда перед нами открылся мировой шоу-бизнес, мы сразу стали провинцией... «В 1979 году Пугачева возобновила сотрудничество с Ильей Резником, и именно в этот период сама увлеклась сочинением музыки. Впрочем, от большинства ее песен веяло какой-то вторичностью» |
- По-моему, мы ей и были...
- Нет, не были! Вот смотри: Кобзон ушел вовремя и психологически поступил очень правильно. Кто ему сегодня может сказать, что он - провинциальная звезда? Никто, потому что человек работал в закрытой стране. Мы жили за железным занавесом, и нас не интересовало, что там в Америке, в Западной Европе, - у нас была своя эстрада, которая нас вполне устраивала, поэтому Кобзон был нашей гордостью и таким остался, а Пугачевой все мало... Если помнишь, в тот день, когда Иосиф Давыдович официально покинул сцену, она объявила о своем возвращении...
- ...я при этом присутствовал...
- ...а через год у нее было 50-летие, и самое лучшее, самое гениальное, что она могла сделать, - это провести прощальный тур. Народ обрыдался бы, побежал бы на ее концерты...
- ...и последние бы деньги отнес...
- Совершенно верно - она бы откланялась, а потом, как и Кобзон, работала бы по заявкам трудящихся. Пожалуйста, зато сегодня ее никто бы не упрекнул в том, что она провинциальная звезда. Какие претензии, если певица уже не работает, ушла со сцены? Главное, Пугачева соскочила бы до того, как мы включились в мировой шоу-бизнес, а сегодня, когда западные звезды запросто приезжают в Россию на корпоративы и увозят по миллиончику, это уже поздно. Раньше, когда нам говорили: «У него гонорар 100 тысяч долларов», мы тихо ахали, а сейчас только плечами пожимаем - это копейки.
- Сколько, вы говорите, стоят западные звезды первой величины?
- В основном в пределах миллиона - это нормально, скажем, для Дженнифер Лопес.
- То есть за выступление на час-полтора нужно выложить миллион?
- Какие час-полтора? 40 минут! Филипп Бедросович со своей протеже Анжеликой Агурбаш. «Жила-была в Минске девушка, и звали ее Лика Ялинская. Со временем она вышла замуж, перебралась в Подмосковье и стала Анжеликой Агурбаш. Ее муж Николай Агурбаш, глава фирмы «Мортадель», использовал все возможности, чтобы сделать из жены звезду» |
- И миллион долларов?
- Ну а ты как думал? За 100 тысяч они вообще от стула не оторвутся. Мне вон недавно один доказывал, что заплатил Киркорову 50 тысяч долларов и тот согласился поработать с ним как продюсер. «У меня, - этот товарищ сказал, - и документ есть». Я долго с ним спорил - ну смешно, чтобы Киркоров за 50 тысяч задницу поднял...
- Этого мало?
- Это вообще ничего - у него столько один концерт стоит. Ну представь на минуту, что ты - Киркоров и тебе предлагают продюсировать определенного исполнителя. Ты же должен своего подопечного везде водить, представлять, «освящать» своим именем, терпеть насмешки и издевательства, если он посредственный, заурядный... Это психологическая нагрузка, и за 50 тысяч долларов на такое ты пойдешь? Не знаю, кто может на это решиться...
«В Анжелику Агурбаш был вложен не один миллион у. е., но закончилось все пшиком: на «Евровидении» она провалилась с треском»
- И за сколько же, по-вашему, артист уровня Филиппа возьмется молодое дарование продюсировать?
- Я уверен: чтобы поднимать человека с нуля, нужен минимум миллион. Если вы небедны, а ваша жена хочет петь - раскошеливайтесь, и вот пример. Жила-была в Минске девушка, и звали ее Лика Ялинская. Она была хороша собой, а потому в середине 90-х совершенно заслуженно завоевала титул «Минская красавица», но этого ей показалось мало, потянуло в искусство. Ее тут же взяли в популярный в то время ансамбль «Верасы», однако, имея возможность слушать ее пение, я часто ловил себя на мысли, что чего-то для полного счастья ей не хватает, во всяком случае, она отдавала зрителю всю себя, но тот почему-то не балдел, и Лика уходила со сцены под стук собственных сапог. «Выпустив, пожалуй, свой лучший альбом «Прости меня, моя любовь», Земфира вдруг резко притормозила. Возможно, потому, что «слишком долго искала ночами-чами-чами» |
Со временем она вышла замуж, перебралась в Подмосковье и стала Анжеликой Агурбаш. Казалось, что, обретя семейный уют и богатство, красавица, наконец, успокоится и будет петь для любимого мужа и его друзей, однако не тут-то было: Николай Агурбаш, глава фирмы «Мортадель», души в ней не чая, предпринимал все возможное, чтобы сделать из жены звезду.
В один прекрасный день меня очень удивило сообщение, что господин Киркоров готовит Лику как представительницу Республики Беларусь на «Евровидение-2005», и не только он: Юдашкин будет шить платье, Зверев причесывать и, как потом выяснилось, Алла Борисовна ублажать. А как еще это можно назвать, если безнадежно уставшая от поездок Примадонна садится хоть и в свой личный, но опостылевший ей вагон и мчится в Киев, чтобы за два дня до «Евровидения» отпраздновать там день рождения Анжелики Агурбаш?
...Увы, все закончилось пшиком. На «Евровидении» Анжелика с треском провалилась - не вошла даже в финал, а ведь Филипп обещал ей, как минимум, третье место. Естественно, начались финансовые разборки, причем суммы назывались разные... Недавно об этом более конкретно высказался сам Киркоров - в интервью газете «Аргументы недели», возмущаясь тем, что Республика Беларусь не урегулировала с ним финансовые отношения по «Евровидению-2007» (на сей раз Филипп готовил для участия в конкурсе Колдуна), он заявил: «Я не банк и заем никому не давал, я далеко не Абрамович и не Майкл Джексон, хотя и звезда. У меня нет колбасных заводов, как у Николая Агурбаша, и моя жена не певица, в которую нужно вкладывать пять миллионов долларов...».
- Может, он что-то в запале прибавил?
- Может, и так, тем не менее ясно, что в Анжелику был вложен не один миллион у. е., и при этом деньги оказались пущены на ветер. Причина? Пустая творческая энергетика. Думаю, вся команда прекрасно это осознавала, но бизнес есть бизнес... Фирма «АРС», которую в 1989 году возглавил Игорь Крутой, вобрала в себя практически весь нарождающийся российский шоу-бизнес |
Видимо, печальный опыт ничему господина Агурбаша не научил. 4 апреля 2007 года я побывал на творческом вечере его супруги в Московском театре эстрады. Смена обстановки лишь частично пошла ей на пользу: шоу оказалось высокого уровня, она значительно выросла в классе, но, к сожалению, пустая энергетика так и осталась при ней.
Впрочем, не это главное: я буквально обалдел, встретив там немыслимое количество знаковых фигур российского шоу-бизнеса (последний раз такой бомонд собирался на авторском вечере Игоря Крутого, когда он еще был неофициальным песенным хозяином страны). На фуршете я увидел обилие прессы, а также продюсера Первого канала Юрия Аксюту, ожидали даже саму Примадонну...
- С ума сойти: их друг к другу на концерты не вытащишь...
- Конечно, появиться просто так, за здорово живешь, все эти знаковые фигуры не могли - сразу вспомнилась безмерная финансовая щедрость Николая Агурбаша. Увы, все опять кончилось пшиком: ни один ведущий российский канал концерта не показал, ни одна ведущая российская газета даже строчки не написала, а позднее, на церемонии награждения «Золотой граммофон-2007» между ведущими состоялся занятный диалог. «На сцене... - начал Павел Воля, - Анжелика-а-а...». - «...и король!» - подхватил Гарик Мартиросян. «Ты что? Дурак? Какой король? Киркоров уже выступил. На сцене Анжелика-а-а...». - «...Варум!» - опять влез Мартиросян. «Молчи! На сцене... Анжелика-а-а... Агурбаш!». - «А кто это?» - удивленно спросил Гарик.
- Эдуард Семенович, и все-таки... Пугачева вашу книгу читала?
- Не знаю, но, в принципе, ее мнение мне известно. Ты в курсе: однажды в зале «Россия» я даже перед Аллой Борисовной извинялся, хотя так до сих пор и не понял, за что. Видимо, струсил, но, скорее всего, это был лишь короткий момент усталости, «миг между прошлым и будущим». После этого, правда, мне передали, что она заявила: «Предателей не прощаю». alt="«Коля Басков и Тая Повалий СНГ и Россию повалили по-настоящему, без оговорок»"> «Коля Басков и Тая Повалий СНГ и Россию повалили по-настоящему, без оговорок» |
Если Пугачева действительно так сказала, я буду ей благодарен по гроб жизни, потому что предатель на самом деле - это человек, владеющий ценной информацией. Тем самым она подтвердила, что я выдал сведения, представляющие большой интерес, другое дело, перед историей я буду отчитываться сам. Сегодня для меня Пугачева - это уже настолько мелко... Я сейчас закончил изучать биографии Коперника, Галилея, других... Они же творили волнами: Достоевский, Толстой, Чехов, Чайковский, Мусоргский...
- ...и вся «Могучая кучка»...
- Могучая-перемогучая, и до нее, и после... Сколько будет существовать человечество, столько и будет работать согласно теории волн Эдуарда Ханка - запомни!
«Надежды Земфиры на лидерство так и не оправдались, и одна из причин - она просто «задохнулась от нежности»
- Ну хорошо, вернусь к Резнику. Вы же дружили...
- Какая дружба? Ее не бывает - вообще!
- Ладно, Илья Рахмиэлевич ваш соавтор, вы проводили время...
- (Перебивает). Прости, пожалуйста, но дружба - такая же недостижимая цель, как коммунизм, хотя к ней все время стремятся. Ее нет в природе - есть отношения, а на чем они строятся? Вот мы с тобой друг другу сейчас нужны, поэтому общаемся, ходим в гости, а завтра все это развалится, и - ручаюсь на 100 процентов! - кто-то кому-то будет мешать. Это абсолютно нормальное явление, цивилизованное...
- Я, честно говоря, так не считаю, но Бог с ним. Допустим, вы с Резником были друг другу нужны, а он дружил (или, если вам так больше нравится, ходил) с Пугачевой и наверняка дал ей прочитать вашу книжку и рассказал о ваших воззрениях. Да или нет? «Алсу (имидж — «парящая в облаках») взлетела стремительно и, отработав одну классическую волну, благополучно начала опускаться на землю» |
- Ну, он же с тобой в интервью откровенничал...
- Да, сказал, что Эдик - сумасшедший...
- Понимаешь (морщится), из равновесия меня такими словами не выведешь - я иногда читаю о себе и похлеще... Да что я: Коперника так «опускали» - хамили открыто, и если сейчас повторить, многие не поверят. Циолковского вообще считали полный шизом... У меня хоть высшее теоретическое консерваторское образование и я по праву могу теорией волн заниматься, а у него - начальная школа да техникум в Боровске...
- Самородок!
- Поэтому то, что смеются, - хорошо, замечательно. Хуже, когда не замечают, - вот что самое страшное!
- Попробуй такого Ханка не заметь!..
- Это другой вопрос. Уверен: после окончания работы, которой я себя посвятил, большинство поменяет ко мне отношение и я завоюю свои горизонты.
- Меня, Эдуард Семенович, всегда волновал вопрос: почему блестящие композиторы, такие, как Пахмутова, Тухманов, Антонов, которые создавали (не имеет значения, на волне или нет) мощный поток хитов, вдруг иссякают - у них что, источник перекрывался? «У Валерия Леонтьева и Аллы Борисовны много общего — они даже в один год родились. Оба — ярчайшие и трагические фигуры бывшей советской эстрады, острили даже, что Леонтьев — это Алла Борисовна в штанах» |
- Ха - это и есть закон волны в действии!
- Вы говорите сейчас как композитор?
- Напротив - как теоретик... Парадокс заключается в том, что эстрада - продукт скоропортящийся, и плохие исполнители или хорошие, нравятся они нам или нет, но они отражают сегодняшнее время. Никто из нового поколения, пусть они будут хоть трижды лучше нынешних, вчерашними песнями жить не будет...
- Вы что же, выходит, все свои песни уже написали и больше ничем публику не порадуете?
- Не в том дело, просто дальнейшая работа в этом направлении бессмысленна. Представь, что ты композитор и своей дорогой идешь. В классике это нормально - Чайковскому никто не мешал, но шоу-бизнес - хитрая штука: пока ты творишь, он начинает медленно сдвигаться, сдвигаться...
- ...и я уже за ним не поспеваю?
- Немножко не так: он смещается, а ты остаешься на прежних позициях и вдруг обнаруживаешь, что твои песни уже не в формате наступившего времени - вышли за рамки. Вот я недавно был на концерте Тухманова, он показал новые вещи, но лет 20-30 назад это были бы суперхиты, а сегодня они не могут завоевать публику. Почему? Атмосфера другая - вот они и не «вкручиваются», из нынешней ситуации выпадают. Для нового поколения это все нафталиновое, невкусное, молодых это не зажигает. Вот Земфира - да! Кстати, яркая «внеземная» представительница земной цивилизации по прозвищу Зема претендовала на титул настоящей суперзвезды. К ней, одной из немногих, на концерт пожаловала сама Примадонна, но... Не долго музыка играла...
Выпустив, пожалуй, свой лучший альбом «Прости меня, моя любовь», она вдруг резко притормозила... Поговаривали разное, но я там не был, а потому промолчу. Третий альбом показал, что надежды на лидерство так и не оправдались, а потому четвертый («Спасибо»), несмотря на попытку раздуть его успех до вселенских масштабов, уже ничего не решал. К тому же пошли скандалы. Причины? Их много, но попробую назвать одну - Земфира просто «задохнулась от нежности». Чьей? Не скажу, ибо сам не уверен... Возможно, потому, что «слишком долго искала ночами-чами-чами...». «Сердючка — это, безусловно, явление в шоу-бизнесе, и я бы отметил второе явление — Борю Моисеева. В то, что Боря запоет, да так, что народ обрыдается, он и сам, наверное, не верил» |
«Но все когда-нибудь кончается...» - поется в одной из песен Крутого. точно так же получилось и в жизни: у него, проявился комплекс Зидана, а если проще - поехала крыша»
- Насчет вчерашних и сегодняшних спорить не буду: примерно то же самое вы говорили мне все эти годы...
- ...так...
- ...но лет восемь назад вдруг написали песню «Самурай», которая стала абсолютным стопроцентным хитом. Так, значит, можно?
- Стоп: ты где-нибудь эту песню видел? А если и слышал, то только в моем исполнении.
- Я тем не менее свидетель того, как аплодировали вам и переполненные залы, и на вечерах в узком кругу президенты...
- Правильно, и я тебе даже больше скажу: благодаря этой вещице могу спокойно уже не работать, потому что добрые люди дали мне деньги и я существую на ренту, которой при моих запросах вполне до конца дней хватит...
- Но вы же смогли сочинить хит...
- Ты тоже можешь...
- ...да я бы с удовольствием...
- ...и Крутой может, но «вкрутить» его не получится. Вот и я не «вкрутил»...
- Вы - ладно, а почему у Игоря Яковлевича не получится: неужели он тоже уже исписался?
- Во второй половине 80-х Игорь Крутой - бывший аккомпаниатор Валентины Толкуновой и не только - поднялся на свою первую волну с Александром Серовым, родив такие шедевры, как «Мадонна», «Ты меня любишь...». В 1989 году он возглавил фирму «АРС», которая в течение 90-х вобрала в себя практически весь нарождающийся российский шоу-бизнес и подмяла практически все основные музыкальные передачи России. Возможно, это и послужило стимулом к написанию огромного количества песен, которые и стали его второй волной. В шоу-бизнесе это называется сверхзадача - тот случай, когда желание артистов исполнять песни шефа в большей степени связано с желанием закрепить себя в его сознании. Таня Буланова, по мнению Ханка, давно уже не на волне и занимается в основном «допеванием» |
«Но все когда-нибудь кончается...» - поется в одной из песен Крутого: точно так же получилось и в жизни. Абсолютное владение вышеназванным крутым господином всем и вся привело к естественному перегреву, и у него, конечно же, проявился комплекс Зидана, а если проще - поехала крыша. Возник конфликт с Первым каналом, а еще точнее, с семейством Константина Эрнста, и это закончилось тем, что, оставшись владельцем всего лишь карликовой империи, он перестал на шоу-бизнес влиять.
Так внезапно и закончилось 15-летнее царствование Игоря Крутого под неофициальным лейблом «крутизна». Потеря влияния обернулась массовым снижением интереса артистов к его песням, да и за роялем его почти не видать. Вероятно, отсюда и творческий климакс... пардон, кризис, в котором он откровенно признался в конце 2007 года в одной из телепрограмм.
«Несмотря на практически бесперспективный голос, в народе называемый «козлетон», Пресняков-младший свел этот недостаток к минимуму, родив достойное количество хитов и суперхитов»
- Насчет Крутого я с вами категорически не согласен, однако вернемся к нашим баранам...
- Песню «Самурай» я многим артистам показывал, но никто не взял, а те, которые просили, не смогли бы, уверен, ее сделать, потому что сами уже ничего не рожают. Это еще раз подтверждает теорию волн, согласно которой и ты, и Тухманов можете написать хит, который будет укладывать любые тусовки, но туда, наверх, волна его не вынесет - нет исполнителя. Кому, например, сегодня отдать «Самурай» - все голубые!
- Прямо-таки все?
- Сегодня направление в шоу-бизнесе голубое, то есть в основном спросом пользуются не нормальные мужские голоса, а высокие теноровые. «Хит «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную и на Тенистой улице я постою в тени» оказался пророческим: Юрий Антонов действительно так долго отдыхал в тени, что больше не нашел в себе сил идти дальше» |
Один из наиболее ярких представителей этой когорты - Владимир Пресняков-младший, который у меня проходит как «Майкл Джексон совкового разлива». Удивительный певец и к тому же везунчик, поскольку закалку получил в музыкальнейшей семье, где и папа Вова, и мама Лена - довольно известные музыкант и певица бывшего ансамбля «Самоцветы». Имея практически бесперспективный голос, в народе называемый «козлетон», он свел этот недостаток к минимуму, родив достойное количество хитов и суперхитов, а благодаря гражданскому браку с Кристиной Орбакайте стал родственником одной из самых-наисамых...
Бесспорно, артист это талантливый, гибкий, но «Самурай» ему не по зубам. Моя песня написана в прежних традициях, она где-то ближе к Высоцкому, а таких певцов сейчас вообще нет...
- Да, но тому же Буйнову ее можно доверить?
- Ничего подобного - он в эту историю никак не вписывается...
- Тоже голубой?
- Нет, ты меня не так понял, и чтобы читатели ни в чем не обвинили, повторю: под голубым я подразумеваю теноровое направление. Да, Буйнов относится еще к той, советской категории исполнителей, но он не просто в творческой импотенции, а в последней ее стадии, когда уже не способен ничего родить...
- Кто же сейчас на волне?
- Таких очень много. Меня, кстати, частенько спрашивают, почему нынче нет выдающихся исполнителей. Ну, во-первых, время не всегда их рождает, а во-вторых, бывает процесс накопления. Советская эстрада закончилась, мы в шоу-бизнес включились, и сегодня вообще встал вопрос о вклинивании в мировой шоу-бизнес, поэтому певцы стараются подражать западным кумирам, петь на английском... Пытаются «вкрутиться»...
Пока у нас ситуация переходная, суперярких звезд быть не может, хотя яркие есть. Тот же вон Коля Басков... Он и Повалий Россию и СНГ повалили по-настоящему, без оговорок... Корифей песенного жанра Александра Пахмутова, наверное, даже не догадывалась, что всю свою творческую жизнь работала по «теории волны» другого корифея Эдуарда Ханка |
Все ли в шоу-бизнесе деньги решают? Да, но только если претендент на титул звезды или суперзвезды обладает достаточным талантом, чтобы быть в «формате» данной профессии. В этом случае деньги являются тем «бензинокеросином», который позволяет ему взлететь, а дальше он и сам приносит немалый морально-материальный доход.
Приведу пример: в начале 2000-х далеко не бедный миллиардер господин Шпигель, услышав чарующий голос молодого человека, немедля предложил ему свое финансовое покровительство. Оно послужило хорошей стартовой площадкой, и сегодня этот певец, пожалуй, и сам сможет, если, не дай Бог что, помочь господину Шпигелю.
Речь, конечно же, о Золотом голосе России Николае Баскове. Главная черта его творческого характера - всеядность, имидж - «рубаха-парень». Как поющий ведущий он близок к Лолите, но «незацекаленной», как эстрадный оперник - к шоу-балетной Волочковой, правда, в отличие от тяжеловатой Анастасии он легковат, а иногда и слишком.
Пик его первой волны - вездесущая «Шарманка»: она круто вознесла его туда, где уже очень трудно стоять и откуда, не дай Бог, можно сорваться в штопор. Кстати, первые признаки этого уже видны невооруженным глазом. Как говорится, беда не приходит одна, а потому и семейные проблемы в наличии, и некоторый, еще не очень видимый невооруженным глазом, творческий застой.
Есть опасения, что он так и останется главным шарманщиком России: после бурной шоу-деятельности опера его вряд ли примет, а если и примет, то будут ходить на него те же его поклонницы, которые после исполнения арии, чего доброго, начнут кричать: ««Шарманку» давай!». Что же касается Монтсеррат Кабалье, то она наверняка трезво его оценивает и для нее Николай - всего лишь напоминание о прошедшей молодости. Что-то вроде Гвердцители для Мишеля Леграна или Галкина для Примадонны.
Еще из крепких нынешних исполнителей могу назвать Валерию, «ночного хулигана» Диму Билана, Сергея Лазарева, того же Стаса Пьеху - все это нормальный уровень. Эдуард Семенович очередной раз попытался доказать Дмитрию Гордону, что все человечество «пашет» в соответствии с «теорией волны». «Процесс самопознания остановить невозможно, поэтому этой теории принадлежит будущее»
Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
«Все знают: Алла Борисовна в гневе страшна»
- Недавно я видел Стаса в сборном концерте, но он, по-моему, совершенно мертвый, во всяком случае, не заводит. Может, я необъективен, но хочется, чтобы артист выходил, как Магомаев, чтобы поклонники сразу штабелями валились, а вот поди ж ты - никто не падает...
- Понимаешь, когда исполнитель начинает свою карьеру, у него бывают провалы, завалы, депрессии и все, что угодно, - может, как раз в такой момент ты и попал... Как бы там ни было, раз он родил хит, уже, значит, попал в волну...
- Хорошо. Леонтьев, Киркоров - это супер?
- Это допевающие люди, они рожают уже пустые песни, вернее, те, которые не могут быть по-настоящему суперпопулярными, потому что для нового поколения они нафталиновые, а для старого - слишком усложненные.
- Какой парадокс!
- Конечно. Они попадают в эту вилку, и поэтому Киркорова любят просто как Киркорова. Он обаятельный, сиятельный, талантливый...
- ...солнечный...
- ...упрекнуть и его не в чем. Кстати, в свое время «водворение» Филиппа на трон главного певца страны стало апофеозом пугачевского «волюнтаризма»: ей еще раз удалось подтвердить, что она - хозяйка эстрады, и ее слово самое крутое, поскольку Алла Борисовна заставила подвинуться Леонтьева, Ротару, Меладзе и иже с ними...
Правда, была попытка бунта, которую на записи «Песни-95» предприняла Маша Распутина. Ей было уготовано место в конце первого отделения, перед Филиппом, который его закрывал, но Маша хотела быть последней, поэтому как раз перед своим выходом на сцену «потерялась», а когда Киркоров уже пел, «нашлась». Фокус тем не менее не удался, и когда она предстала перед шефом программы Игорем Крутым, тот ее послал туда, откуда она явилась. Были слезы, истерики и хеппи-энд: на другой день при повторной съемке все водворились на свои места. А как же иначе, когда все знают: Алла Борисовна в гневе страшна...
- В книге вы называете Валерия Леонтьева вечной тенью Аллы Борисовны - почему?
- Просто у них много общего - они даже в один год родились. Оба - ярчайшие и трагические фигуры бывшей советской эстрады, по имиджу - диско-шоу звезды, у обоих была сильная паулсовско-николаевская волна, и острили даже, что Валерий Леонтьев - это Алла Борисовна в штанах.
Правда, если Пугачеву люди старшего поколения любили, хотя и ввиду ее неуправляемого характера побаивались, то Леонтьева в основной своей массе, мягко говоря, не очень жаловали, считая вульгарным и безголосым (особенно после Индии, когда он сделал весьма странную прическу)... Несколько спасло положение его выступление на знаменитом «Музыкальном ринге» супругов Максимовых, где он показал себя не только певцом, но и блестящим, остроумным собеседником.
Если драма Аллы Борисовны в семейной нескладухе, то драма Леонтьева в неприятии его, особенно на заре туманной юности, не только частью общества, но и номенклатурой. На начальном этапе он практически повторил печальную судьбу звезды конца 60-х-начала 70-х Валерия Ободзинского - поскольку в художественных советах телевидения командовали в основном мастодонты, они просто-напросто вырезали Леонтьева из телепрограмм.
Рискну предположить, что по «телеобрезаниям» после своего тезки Ободзинского он на крепком втором месте, но спасла перестройка и «крутые» перемены на нашей эстраде. Новый подход привел к тому, что он не ушел в сторожа, а стал человеком...
- ...и даже получил звание народного артиста России!
- Его «Танго разбитых сердец» - своеобразный реквием артистам. Рискну утверждать, что слова «Жизнь пронеслась, как сверкающий бал...» подчеркивают то, что гуляла на этом балу Сама, а он туда не попал, ибо оказался всего лишь ее хотя и блестящей, но все же тенью. Кстати, на «Песне-2007» Валерий Яковлевич по воле Примадонны впервые оказался только гостем.
Леонтьев не просто талантливый - вообще человек умнейший, и когда он говорит, слушать одно удовольствие: так и хочется пригласить на радио «Эхо Москвы», чтобы вел там программу, но время берет свое. «Ну где ж ты, ягодка моя?» - поет сегодня Валерий Яковлевич, но ягодка, то есть вкусная творческая жизнь, к сожалению, во вчера осталась. Думаю, это последний его суперхит - вот как у Пугачевой «Позови меня с собой». Вряд ли завтра что-то еще будет, потому что время-то на исходе. Тем более на подходе уже билановщина...
«Сердючка и Боря Моисеев показали, что главное на эстраде не голос, а имидж, а голоса ровно столько необходимо, чтобы не испортить имидж»
- Вам нравится Дима Билан?
- И снова вопрос не ко мне. Я не любитель попсы - мне нравятся Шуман, Шуберт, Чайковский, но как профессионала меня этот исполнитель устраивает. Для нормального периода (это когда появляются Магомаевы, Пьехи, Ротару) он, разумеется, слабенький, но для переходного - суперзвезда, лидер: как-никак завоевал России первое место на «Евровидении»...
Кстати, путь к триумфу ему проложила Алсу, которая в 2000 году заняла на этом конкурсе второе место. Дочь нефтяного магната, а ныне сенатора Ралифа Сафина, она представляет ту категорию обеспеченных, которых, к счастью, Бог наградил и талантом. Да, есть, знаю, мнение, что второе место папа ей просто купил. Обижаете папу: если бы он захотел это сделать, как разумный человек, выложил бы деньги за первое место - тогда бы игра и впрямь стоила свеч.
Алсу (имидж - «парящая в облаках») взлетела стремительно и, отработав одну классическую волну, благополучно начала опускаться на землю. Может, кто-то ей объяснил, что хорошо уйти вовремя и красиво, а еще лучше - по уважительной причине, во всяком случае, родив одного ребенка, она тут же настроилась на второго.
- «Евровидение» не сомнительный конкурс, на ваш взгляд, не заполитизированный?
- Поясняю. Какой бы он ни был, мы должны через него пройти, потому что у нас нет ничего - мы отстали. Сначала боролись с джазом, потом с роком и хотим быть впереди планеты всей? Так, дорогой, не бывает! Ты себе можешь представить, что, например, завтра на 30 лет запретят классику, сказав, что это буржуазная музыка и она, дескать, нам не нужна? Сколько потом будем бежать за ушедшим вперед человечеством?
- Мы сейчас догоняем?
- Пытаемся, только вот что получится? Это очень сложный, парадоксальный момент, потому как основная часть нашей публики не говорит на английском языке, а он - международный, каким в Советском Союзе был русский. Ты можешь сколько угодно блистать там на английском, но здесь тебя никто не поймет, потому что публика им не владеет, и вот пока эта вилка не исчезнет, будет что-то непонятное происходить: там вроде певец победил, а толку большого нет, поэтому никакого отношения к популярности «Евровидение» не имеет.
Мы уже даже запамятовали, кто был победителем в прошлом году или позапрошлом, а если и помним, то своих: Руслану и Машу Наумову из Риги, которая эту победу поймала, поэтому конкурсы ничего не решают вообще. Участие в «Евровидении» я рассматриваю как обкатку, желание проверить свои силы на иностранной аудитории.
- Верка Сердючка, раз уж вы о «Евровидении» заговорили, сейчас на волне?
- Думаю, что, при всем уважении к ней, она допевающая. Волна проверяется просто: назови хоть один суперхит, который в последнее время потряс Россию, Украину и Белоруссию?
- «До-ре-ми»...
- Извини, но я бы не сказал, что он потряс... Известный - да, популярный - да, но он не сразил всех так, как когда-то «Хорошо! Все будет хорошо!»...
- Сердючка - это явление в шоу-бизнесе?
- Безусловно, и кстати, я бы отметил второе явление - Борю Моисеева. Во-первых, они показали, что главное на эстраде не голос, а имидж, и голоса ровно столько необходимо, чтобы не испортить имидж, а во-вторых, налицо рокировка: если что-то вдруг где-то заканчивается, выручает смена профессии на родственную.
- Танцы у Моисеева закончились - начались песни, разговорный жанр Сердючке поднадоел - пошли хит за хитом...
- В то, что Боря запоет, да так, что народ обрыдается, он и сам, наверное, не верил, а ведь запел же! И про голубую луну с Николаем Трубачом, и про Щелкунчика, да еще и с Людмилой Гурченко про Петербург - Ленинград и про «ненавижу!..». Вот такой он, этот блаженненько-голубенький, хитренько-умненький, несомненно, талантливенький Боря... но не от Моисея!
Нечто подобное, кстати, произошло и в политике - существование теории волн блестяще подтвердил Путин. Закончил президентство и... Тоже любопытный вариант!
- К Путину мы еще вернемся, а вот Боря Моисеев устраивает вас как артист?
- Устраивают меня моя жена, мои трое детей и внуки (недавно у меня еще внучка родилась), а на Борю я опять-таки смотрю как исследователь и аналитик. Я для людей неудобен тем, что колюч, а удобен тем, что, в отличие от Шевчука объективен, поскольку рассматриваю исполнителей с точки зрения теории волн, а не своего вкуса.
- Шевчук, по-вашему, необъективен?
- Нет, абсолютно. Он и еще этот бард - ой, как же его фамилия?
- Новиков?
- Да, так вот, они выступают с критикой, и позиция у них какая? Вот, мол, на нас искусство закончилось... Раньше - это да, а теперь пришла какая-то шантрапа, шушера, но понимаешь, такие «аргументы» не проходят, потому что подоспело сегодняшнее, то, что нужно новому поколению... Вот аналогия: в советское время творили корифеи песенного жанра Фрадкин, Френкель, Пахмутова, и вдруг появился Тухманов (еще до «Дня Победы») - такая на тот момент шпана. Помнишь: «Во французской стороне...»? Старшее поколение композиторов бурчало: «Что это за эстрада пошла?!» - они были недовольны, потому что видели в новшествах вызов своему праву и воспитанию, их это оскорбляло.
Кто такой был Тухманов до «Дня Победы»? Сочинял в основном песни для ВИА - не патриотические, а обыкновенные хиты, «Самоцветы» тоже еще как раздражали, а чем все закончилось? Тухманов написал «День Победы», «Самоцветы» имели в репертуаре солидные гражданские песни, которые были популярны... Сегодня для нас это поколение музыкантов в чем-то лучше, в чем-то хуже, но совершенно нормальное, просто каждый из них отражал свое время, а я придерживаюсь нейтральной позиции, необходимой для исследований...
Ой, а знаешь, почему изучать спортсменов - одно удовольствие? Помнишь, мы говорили, что эстрада, спорт и балет...
- ...скоротечные...
- Да, но почему Пугачева, когда у нее начался творческий климакс, осталась и продолжала петь, а в спорте этого нет? Под творческим климаксом, кстати, я подразумеваю усталость организма, когда результаты идут вниз, начинаются сбои, происходит снижение творческой потенции - это абсолютно нормальный термин...
- ...и очень точный!
- Мне иногда говорят: «Как вы можете такими словами бросаться?», но мы же все время слышим: «Импотенция, климакс, прокладки...» - и почему-то не удивляемся. Так и здесь, и когда у спортсмена достижения падают, его сначала из сборной - ту-ту, а потом и из спорта: «До свидания! Будьте здоровы!»...
- Причем быстро!
- Глазом моргнуть не успеешь.
«У меня великое будущее, и умру я так, что сам себя буду провожать с удовольствием. сам себе устрою салют!»
- В спорте тем не менее есть объективные результаты: ты, например, прыгаешь - и понятно, можешь взять нужную высоту или нет...
- В балете, я думаю, по балеруну или балерине тоже сразу же видно, что они устали, - на интуитивном уровне, так почему же из спорта и танцев люди уходят, а из эстрады нет? В чем разница? Вот ты себе можешь представить, что пожилой балерун вышел на сцену крутить фуэте? Или что 40-летний спортсмен стал на свои бывшие рекорды замахиваться? А у артистов эстрады это сплошь и рядом бывает, потому что каждый из них работает конкретно на свою публику (даже если не работают, а дорабатывают).
- Вместе с тем Таня Буланова, которая сегодня уже наверняка не на волне, может спокойно собрать пусть не такой, как лет 10 назад, зал, и туда придут люди, и будут вместе с ней плакать...
- Так это и называется допеванием, но в спорте такой вариант исключен по определению... В принципе, ситуация у представителей этих трех профессий одинакова - может, даже в спорте она в какой-то мере лучше. Там тебя убирают и тем самым заставляют шевелить мозгами, искать какое-то другое себе применение, а здесь артист сидит, сидит... Ему уже и самому тошно по гастролям мотаться, потому что он понимает: встреча уже не та, деньги не те - все не то...
- Холостой ход!..
- Сейчас, например, можно услышать, что «Песняров» опять любят, но их принимают, условно говоря, по сравнению со звездами за три копейки - сам понимаешь, на каком уровне. Такое отношение не каждый выдерживает: нервы сдают, они злые-презлые - это уже не жизнь.
Другой пример - Юрий Антонов. В молодости у него отмечали доверительно-мягкий тембр, добротную внешность... Начинал он в Белоруссии в ансамбле известного певца Виктора Вуячича, затем перебрался в Питер... К середине 70-х поднялся не только как композитор, но и как автор-исполнитель: его первая волна дала ряд хитов - «Если выйдешь ты мне навстречу, даже грянет гром - не замечу...», «Маки», «Зеркало», «Для меня нет тебя прекрасней...».
В 79-м, после непродолжительного перерыва Антонов взобрался на вторую волну, на которой и плыл аж до середины 80-х, родив такие шедевры, как «Белый теплоход», «Море», «Мечта сбывается», «Двадцать лет спустя» и особенно суперхит «Под крышей дома своего».
А вот хит «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную и на Тенистой улице я постою в тени...» оказался пророческим: Юрий Антонов действительно так долго отдыхал в тени, что, вероятно, больше не нашел в себе сил идти дальше... Так «под крышей дома своего» и отсиживается до сих пор, правда, уже с кошками или с собаками, а может, и с теми, и с другими. Не исключено даже, что мемуары пишет...
...Один умный человек когда-то сказал мне: «Запомни, какая бы жизнь у тебя ни была, важен финал. Вот как в симфонии: что бы ни было - финал!». Я сейчас только в начале своей новой профессии, впереди у меня великое будущее, и прав я или не прав, но умру так, что сам себя буду провожать с удовольствием...
- Хоронить будут с артиллерийским салютом и на центральной аллее?
- Не знаю, но я себе сам устрою салют. Почему? Потому что финал важен! Каким бы ты в прежние годы ни был известным и популярным, славой отнюдь не наешься, и, если сегодня тебя не уважают, будешь чувствовать себя обделенным. Кстати, сегодня бывших не уважают - заметил? Никого! К Пахмутовой пиетет чисто формальный...
- ...а ведь она гениальна!
- Я понимаю, но это и есть обратная сторона профессии, а вот если бы Александра Николаевна, при всем уважении к ней, нашла себе какое-то другое дело - предположим, создала бы какой-то благотворительный фонд, ей было бы куда легче. Великая композиторша и еще плюс - понимаешь?
- Напрашивается, таким образом, вывод, что людям, которые ощущают угасание творческих способностей, нужно срочно менять профессию...
- Конечно, для этого и разрабатывается теория волн. Взял свою волнограмму и видишь, чего ожидать.
- Зачем же, простите, теория, если есть интуиция? Многие это чувствуют...
- Дорогой мой, а зачем тогда медицина, всевозможные препараты, если и так ясно, что ты заболел, у тебя жар? Но для чего-то же древние эскулапы копались в трупах (несмотря на то, что за это их били и жгли на кострах)...
Процесс самопознания остановить невозможно, поэтому волнограмме принадлежит будущее!
(Окончание следует)
| |