Я люблю тебя, Жизнь,
      и надеюсь, что это взаимно!






Смотрите авторскую программу Дмитрия Гордона

30 октября-5 ноября


Центральный канал
  • Анатолий КОЧЕРГА: 4 ноября (I часть) и 5 ноября (II часть) в 16.40

















  • 31 декабря 2009. Телеканал «Киев»

    Барбара БРЫЛЬСКА: «Обожаю красивых мужчин, а теперь еще — молодых. Это вообще ужас: молодых стесняюсь, со старыми не могу...»



    Есть безошибочная народная примета: если на телеэкране рязановская комедия «Ирония судьбы, или С легким паром», значит, на календаре Новый год. Уже 35 лет кряду в эту волшебную ночь загадочная, сексапильная и сказочно красивая Снегурочка для взрослых Барбара Брыльска заставляет всех, вплоть до неисправимых желчных скептиков, поверить, что чудеса бывают не только в кино.

    Поклонники до сих пор взахлеб спорят о том, благодаря каким таким чарам пани Барбара проникла в душу консервативного советского обывателя и заняла там теплое местечко рядом с елкой, традиционным салатом «оливье» и шампанским. Одни кивают на ее незаурядную внешность, другие — на профессионализм, третьи — на выражение неподдельного изумления, не сходившее с лица актрисы все две серии, а может, секрет в неистребимом заграничном шарме, который в отличие от милого акцента скрыть на экране не удалось? Как ни крути, а народ в СССР был особо падок на все с маркой «made in не наше», хотя причина, по-моему, все же не в этом. Думаю, зрители просто почувствовали, что у реальной Барбары с ее лирической героиней, вылепленной то ли из снега, то ли из папье-маше, мало общего. Не «правильная» и холодновато-отстраненная учительница Надежда Шевелева растопила наши сердца, а пылкая и страстная женщина, чье строгое католическое воспитание под напором «сексуальной революции» не устояло.

    Брыльска всегда влюблялась с первого взгляда, безоглядно и не думая о последствиях — может, поэтому ни один из наиболее нашумевших ее романов не принес актрисе ни желанного покоя, ни дивидендов. Впрочем, Барбара ни о чем не жалеет: пусть год-два, но она была счастлива. С партнером по фильму «Фараон» Ежи Зельником, с югославским актером Слободаном Димитриевичем, с которым познакомилась в Германии на съемках картины «Белые волки» и ради которого развелась с первым мужем-математиком-электронщиком Яном Боровцом...

    До сих пор она с ностальгией вспоминает, как каждый день, проведенный в разлуке, писала красавцу-югославу (недавно, кстати, умершему от рака) письма. Увы, свадьбу расстроила его мать: знатная особа забраковала невестку-актрису — разведенную, да еще и родившуюся в семье простого рабочего и швеи... Чтобы скорее забыть пережитое унижение, Барбара выскочила замуж за болгарского доктора Людвига Космаля, который оказался любителем кутежей, скандалистом и бабником. Называющая себя «домашней курицей», она вынуждена была в одиночку тащить семейный воз, на котором в течение 18 лет удобно располагался ее супруг, и сполна ощутила справедливость поговорки: «Не родись красивой»...

    Разумеется, советские люди, чей моральный облик изо всех сил блюли бдительные дяди из всевозможных инстанций, об этих перипетиях ее женской судьбы не знали. Более того, когда в 80-х годах Брыльска снялась в роли проститутки в каком-то польском сериале про шпионов, фильм немедленно запретили в Союзе к показу: наверху такое перевоплощение народной любимицы сочли святотатством.

    Для бывших советских людей она и сегодня — «главная новогодняя улыбка страны», Пани Эталон и Б. Б. (по аналогии с Брижит Бардо), но когда новогодняя ночь заканчивается, мы вдруг обнаруживаем, что Снегурочке уже 68 лет, и голос у нее хрипловатый от сигарет (пачка «Мальборо» в день), и нрав далеко не ангельский. Впрочем, чему тут удивляться?

    Ни присужденная в свое время актрисе Госпремия СССР, ни мемориальная доска, установленная несколько лет назад на московском проспекте Вернадского, 125, где в 1974 году проходили съемки «Иронии», права на авторские отчисления от картины Барбаре Брыльской не обеспечили. За свою карьеру она снялась более чем в 70 фильмах (только на «Фараоне» Польша заработала 80 миллионов долларов), но это никак не повлияло на размер ее пенсии, а денег, на которые расщедрилось польское правительство, по словам пани Барбары, хватает только на туалетную бумагу и мыло. Вот и приходится гордой польке снова и снова выбираться из своего затворничества: сниматься в сиквеле «Ирония судьбы. Продолжение», заседать в жюри многочисленных телешоу и кинофестивалей и при этом всегда выглядеть обворожительной, элегантной, уверенной в себе, чтобы никто не догадался, как страшит ее день завтрашний.

    Это интервью мы записывали в президентском номере киевского отеля «Интерконтиненталь». Проходя мимо спальни и увидев роскошную кровать, Барбара рассмеялась: «Отсюда начнем или здесь закончим?».


    «АЛИСА ФРЕЙНДЛИХ ПРЕКРАСНА, НО ЭТОГО МАЛО, ЧТОБЫ ПЕРЕВЕРНУТЬ В ОДНУ НОЧЬ ЖИЗНЬ МУЖЧИНЫ»


    — Добрый день, пани Барбара, рад видеть вас у себя в гостях — такую красивую, обворожительную, обволакивающую... Итак, 1 января 75-го года прошлого века, когда «Ирония судьбы, или С легким паром» вышла на экраны Союза...

    — ...о Господи, это было уже в прошлом веке?

    — Ну да, и в один миг вы стали не просто всенародной любимицей, а буквально родной для огромной 250-миллионной страны. Для вас, популярной польской актрисы, успевшей к тому времени сняться в достаточно хороших картинах (причем в главных ролях), приглашение в советский фильм неожиданным было?
    В Союзе Барбару Брыльску называли Б. Б. — по аналогии с Брижит Бардо
    В Союзе Барбару Брыльску называли Б. Б. — по аналогии с Брижит Бардо


    — Очень, потому что мне лично режиссер позвонил, а такого у нас не бывает. Режиссер — небожитель, он может поговорить или с другом, или с очень-очень хорошим знакомым, и обычно телефонируют ассистенты, а здесь... Я просто с ума сошла, когда услышала в трубке голос Элдара Рязанова...

    — Вы уже знали, кто это?

    — Конечно, и... удивилась. Потом он рассказывал, что очень боялся звонить и вообще... Элдар предложил пробные съемки, — не роль! — но сказал, что лишь от меня зависит, буду я это играть или нет, потому что все против. Так было — все давали вопрос: почему иностранка?

    — Что, мол, у нас своих нет?

    — Да, типа в Союзе талантливых актрис много, и почему полька, но Элдар видел «Анатомию любви» и считал, что ему нужна именно я.

    — Я до сих пор «Анатомию» помню — хороший фильм, эротичный...

    «Это не ваша, а наша с мамой квартира, мы в ней спим...», «Ирония судьбы», 1975 год
    «Это не ваша, а наша с мамой квартира, мы в ней спим...», «Ирония судьбы», 1975 год
    — Толко в названии эротичный.

    — Как — а весьма откровенные сцены?!

    — О, люди в Польше несколько раз на сеанс ходили, чтобы получше все разглядеть, а разве те кадры в советском прокате были? У вас же все вырезали, не показали.

    — До нас, получается, не дошло...

    — Сильно не дошло... Короче, когда Эльдар позвонил... Фрейндлих я еще хорошо не знала, но мне сообщили: «Она — твоя главная конкурентка». Алиса, не спорю, прекрасна, но Элдар понимал: этого мало, чтобы перевернуть в одну ночь жизнь человека, мужчины... Такое почти невозможно, и я согласна: ей Бог дал талант, мне — красоту, да? Талант — не ее заслуга, красота — не моя, так что у нас нуль-нуль или...

    — ...или один-один...

    — Вот! Приехала я, значит, на пробы, и что? Дали мне текст: «Ты должна это выучиться наизус», а русский же у меня плохой. Потом пустили меня на площадку и сказали: «В твоих руках все!». Господи, это ужасный обов’язок...

    — ...но терять было нечего...
    «Это не ваша, а наша с мамой квартира, мы в ней спим...», «Ирония судьбы», 1975 год
    «Это не ваша, а наша с мамой квартира, мы в ней спим...», «Ирония судьбы», 1975 год


    — Как нечего? Я очень много бы потеряла — роль у Рязанова, а если еще слышишь: «В твоих руках все», амбициональне просто с ума сходишь. Я сделала что могла и даже чуть больше, после чего Элдар подошел ко мне и зашептал: «Спасибо, Барбара, мы выиграли». Так началось...

    — На родине между тем сумасшедший успех этой картины в Советском Союзе вам не простили...

    — Ты хочешь о политике говорить?

    — Нет, но, судя по всему, для поляков это победой не стало...

    — Для каких — надо поставить вопрос — поляков? Для ревнивых, врагов (а таких всегда больше)?

    — Но это правда, что когда вы — первая иностранка, замечу! — получили Государственную премию СССР, в Польше вам перестали давать роли, от вас отвернулись коллеги и работы, в общем-то, не было?

    — Да, отвернулись, хотя тогда я об этом не знала. У меня очень узкий был круг общения, потому что важнее всего семья и кино. На остальное времени не хватало, но друзья все же остались.

    Надя (Барбара Брыльска) и Ипполит (Юрий Яковлев): «Он уже бреется моей электробритвой!»
    Надя (Барбара Брыльска) и Ипполит (Юрий Яковлев): «Он уже бреется моей электробритвой!»
    — В Польше «Иронию судьбы» хоть показывали?

    — Несколько раз, а два или три года назад задемонстрировали даже на Новый год. У меня как раз мама гостила, которая никогда этой ленты не видела... А нет, вру! Я показала ей как-то в оргинальном варианте, потому что, помню, должна была переводить. Насколку я знаю фильм от и до, мне уже было неинтересно — хотела порадовать маму, но она толко глядела в экран и ничего не слышала, вообще не обращала внимания на то, что я говорила. Намучилась, конечно, а потом спрашиваю: «Ну как, понравилось?». (Смеется). «Дочь моя любимая, какая ты была молодая!» — это ее рецензия. Для мамы сюжет, перевод — все не важно: она видела толко меня.

    — Полякам, наверное, эта картина вообще не близка: в баню перед Новым годом они не ходят...

    — Разницы есть, но маленькие...

    — В менталитете?

    — Ну нет: русские, украинцы, поляки — мы все славяне, так что менталитет как раз близок, а вот условия жизни другие, законы некоторые плюс время для «Иронии» в Польше были не очень дружественные. Все она, политика, — ненавижу ее! Не занимаюсь, не понимаю...

    — ...и правильно делаете...

    — В принципе, интеллигентный человек должен немножко в ней ориентироваться, но... Никак не могу научиться...

    «Я НИ С МЯГКОВЫМ БЫ НЕ ОСТАЛАСЬ, НИ С ЯКОВЛЕВЫМ»


    — Когда вам предложили сниматься в продолжении «Иронии судьбы», это, по сути, было возвращением в прошлое. Что вы почувствовали, второй раз ступив в ту же реку, пускай и киношную?

    — В прошлое я не возвращала — просто играла что надо. Если прошло 30 лет, даже больше, не о том надо думать, что было, а о том, что сейчас есть.

    — Вы где-то сказали: «Я не верила, что вторая часть «Иронии судьбы» будет успешной, и я была права»...
    Женя Лукашин (Андрей Мягков): «Знаете, Надя, а ведь вы мне вначале так не понравились!»
    Женя Лукашин (Андрей Мягков): «Знаете, Надя, а ведь вы мне вначале так не понравились!»


    — Не была! Хочу теперь повториться... нет, исправить, уточнить свою мысль. Мне кажется, это совсем другой фильм, другой жанр, другой стиль.

    — А что, на ваш взгляд, ушло?

    — Первая «Ирония судьбы» романтическая, светлая, уютная — камеральная очень, а здесь, Боже! Я в моем возрасте уже просто с ума схожу, когда — как это сказать не по-польску? — шум, крик! Все быстро, быстро — как в рекламе. Наспех, громко, и мне это шло на нервы.

    — Признайтесь, а почему Надя выбрала в результате этого зануду Ипполита?

    — Сценариста надо спросить (смеется) — со мной не советовались...

    Барбара Брыльска с Эльдаром Рязановым и Андреем Мягковым во время съемок «Иронии судьбы», 1974 год. «Элдар предложил мне съемки, но сказал, что лишь от меня зависит, буду я это играть или нет, потому что все против. Все давали вопрос: «Почему иностранка?»
    Барбара Брыльска с Эльдаром Рязановым и Андреем Мягковым во время съемок «Иронии судьбы», 1974 год. «Элдар предложил мне съемки, но сказал, что лишь от меня зависит, буду я это играть или нет, потому что все против. Все давали вопрос: «Почему иностранка?»

    — В жизни, однако, тоже довольно часто так происходит, что любят одних, а выбирают других...

    — Не знаю, как у кого, но у меня всегда были молодые красавцы (толко, умоляю, вырежьте это). Я не могу официално сказать, что Ипполит мне не нравился, потому выбрала Мягкова. Как там: Таня, Ваня... Еще Яков был...

    — Сами-то вы тоже бы с Мягковым остались?

    — Я? (Смеется). Ни с кем из них!

    — Ни с Мягковым, ни с Яковлевым?

    — Нет! Слава Богу, у меня очень красивые дети, и я обожаю красивых мужчин, а теперь еще — молодых. Это вообще ужас: молодых стесняюсь, со старыми не могу...

    — Беда!

    — Это проблема, мой дорогой, — еще и какая, но я решила кончать с мужчинами, заняться внуками. Первый у меня — мальчик, Франчишек. Недавно мой сын стал отцом, и пока все мои мысли о них.

    — В «Иронии судьбы» образца 70-х вы, говорят, категорически отказывались целоваться с Юрием Яковлевым, а вот он был очень не против и якобы даже сорвал с ваших губ поцелуй...

    — Не удивляюсь, что он не был против, но Яковлев трошки обманывает...

    — ...утверждает, что это как раз он отнекивался?

    — Не, не, Юрий хотел...
    Барбара Брыльска, Валентина Талызина, Андрей Мягков и Юрий Яковлев 33 года спустя на съемках фильма Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение»
    Барбара Брыльска, Валентина Талызина, Андрей Мягков и Юрий Яковлев 33 года спустя на съемках фильма Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение»


    — ...и где найти дурака, который бы отказался, да?

    — Ну! Я так не самоуверенна — не в этом дело, но вижу себя — зеркало есть...

    — Почему же вы сопротивлялись?

    — Потому что не люблю целоваться с чужими мужчинами. Я понимаю: в нашей профессии надо играть разные вещи, но можно снять так, чтобы зрителю казалось, будто все было, а на самом-то деле не было (в этом и есть искусство!), а когда на пленке абсолютно все, когда секс показывают почти анатомически, мне это не нравится. Смотрю на экран и стесняюсь за тех актеров: это для меня интимные вещи. Надо ведь что-то сохранить и для частной жизни, правда? Тем более тогда я была влюблена, у меня был муж, дочери полтора годика исполнилось.

    — Красивую актрису, иными словами, супруг сдерживал?

    — Не то главное — я очень ревнива была до своего тела, просто так себя не давала.

    — Юрий Яковлев тем не менее был мечтой едва ли не всех женщин...

    — Да, говорили, что он красавец, но это не мой тип.

    «Я СКАЗАЛА ПЬЯНОЙ ТАЛЫЗИНОЙ: «СЛУШАЙ, УЙМИСЬ!»


    — В «Иронии судьбы. Продолжение» снимались ведущие актеры нового поколения: Безруков, Хабенский, Боярская — как они вам?

    — Могу толко им завидовать и ничего больше. Они очень талантливые, молодые, а у меня все прошло...

    — ...«как с белых яблонь дым»?

    — Точно.

    Сергей Безруков, Барбара Брыльска, Лиза Боярская, Валентина Талызина, «Ирония судьбы. Продолжение», 2007 год. «Это совсем другой фильм. Первая «Ирония судьбы» романтичная, светлая, уютная, а здесь — шум, крик! Все быстро, быстро — как в рекламе»
    Сергей Безруков, Барбара Брыльска, Лиза Боярская, Валентина Талызина, «Ирония судьбы. Продолжение», 2007 год. «Это совсем другой фильм. Первая «Ирония судьбы» романтичная, светлая, уютная, а здесь — шум, крик! Все быстро, быстро — как в рекламе»

    — Я неоднократно встречался с Валентиной Талызиной, и всякий раз при упоминании вашей фамилии у нее начиналась буквально истерика...

    (Смеется).

    — В чем проблема, скажите?

    — Ну вот эпизод из жизни. Я на каком-то фестивале была под Москвой: гуляли, пили, веселили, да? Ах, нет, веселились, и в одном моменте подходит Талызина пьяная...

    — С кем не бывает?..

    — А мы же во время съемок дружились... Валентина, короче, подходит к нашей компании и начинает: «Слушайте, я за нее говорила, Пугачева пела, а Государственную премию получила она — это что, справедливо?». — «Нет, — я ответила, — несправедливо», — и тут же ушла, а Талызина продолжала ко мне жесты ненависти. Может, действително, эта награда была немножко натянута, но я себе — это факт! — премии не давала. Боже мой, я же сама могла говорить, но со мне сделали учителницу не полского языка, как изначально планировали, а русского, поэтому акцент не позволил. И петь я могла тоже... Не так хорошо, как Пугачева, но она тогда начинала. Ее же Элдар открыл: благодаря Рязанову Алла стала той, какой есть, так что то моя вина не была: все знали, что я и петь способна, и говорить, но...

    — Говорят, на съемках новой «Иронии судьбы» вы с Талызиной вообще подрались?

    — Ничего подобного, хотя что-то такого было, где пришлось ее успокоить.

    — По сценарию или..?
    Возможно, в другой стране такая внешность принесла бы пани Барбаре гораздо больше славы и денег
    Возможно, в другой стране такая внешность принесла бы пани Барбаре гораздо больше славы и денег


    — Какой сценар? Я сказала: «Слушай, уймись, потому что иначе на площадку не выйду». Валентина злобная такая была...

    — Может, чуть-чуть поддала?

    — А я знаю? (Пауза). А, нет, поссорились мы не там. Просто одно шоу было в Москве... Меня туда пригласили, я увидела, что она тоже там есть, но все в порядке: мы далеко, безопасно сидели, и вдруг она снова начала что-то. Потом оказалось, что Талызина была пьяная, — оттуда ее выгнали.

    — Слышал, что и Лия Ахеджакова с вами не здоровается?

    — Это уже будут плетни, если всю стану рассказывать.

    — Значит, правда?

    — Нет, не могу... Все в порядке! Мы с ней у Макса Паперника в «Странном Рождестве» играли, это прекрасная актриса, талант такой, что...

    — Похоже, и с певицей, исполнившей в «Иронии судьбы» песни, отношения у вас не сложились, во всяком случае, вы журналистам сказали: «Ваша Пугачева — мафиозница». Что это значит?

    (Возмущенно). Я сказала, что Пугачева мафиозница?

    — Ну да, ваши слова процитировала одна из газет...

    — Никогда в жизни, а если кто-то подслушивает, пусть он эту бумагу...

    — ...съест!..

    — ...в туалете повесит, чтобы исползовать. Нет, ну чего только не придумают! Давай откровенно: я не люблю журналистов, потому что они, если не могут получить от меня интервью, кладут на бумагу что сами хотят. Если что-то хорошее сочиняют — пожалуйста, но если обижают, если пишут что-то плохое или неправду, пускай им будет стыдно.

    «ПУГАЧЕВА ПОДАРИЛА МНЕ ОРАНЖОВУЮ ШУБУ — ЦВЕТ ТАКОЙ, ЧТО ПОД ПОЕЗДОМ НЕ ПОГИБНЕШЬ»


    — Алла Пугачева — человек непростой, но и у вас характер, говорят, не подарок...

    — ...тоже.

    — В общем, когда в разгар шоу «Две звезды»...

    — ...мы подрались, да?

    — До этого не дошло, но что-то не поделили, и вспыхнул конфликт...

    — Был конфликт, был! Алла на несколько часов опоздала — на три или на четыре.

    «Я очень ревнива была до своего тела, просто так себя не давала»
    «Я очень ревнива была до своего тела, просто так себя не давала»
    — Все сидели, смиренно ее ждали...

    — Да, но я взорвалась... Не на визии, не в телестудии — за лаштунками...

    — Благородная пани возмутилась?

    — Нет, просто очень устала. «Алла, — сказала ей, — насколко знаю, короля не опаздывают. Я жду, а ты даже не извинилась». — «А-а-а-а-а!» (ну, неважно, что она ответила, — говорила неправду), но я продолжала, потому что ждала извинения. Пугачева вконец рассердилась: «Если не остановишься, я уйду». — «Так уходи!» — пожала плечами я, а кому понравится, что его шантажируют, вместо того чтобы одно слово произнести — «извини»?

    Когда Пугачева удалилась, появился хозяин этого шоу и попросил, чтобы я пошла в гардеробу перед ней извиниться — иначе Алла не выйдет. Я возмутилась: «Никогда в жизни такого неуважения к себе не позволяла». Он расстроился: «Так шоу не будет». — «И по-вашему тоже не будет!» — отрезала...

    — Браво!

    — Потом, правда, все-таки согласилась: «Ну хорошо, пусть она ведет — я извинюсь, не ходя в ее гардеробу. Пожалуйста, если ей это нужно до счастья». Свалила все на свой плохой русский, и это тоже правда: я не могу высказаться на нем так, как бы хотела, — часто получается примитивно.

    Короче, перед Аллой я извинилась, подарила ей книжку свою, сделала дедукацию— как это называется?

    — Дарственную надпись...

    — ...а потом, на следующий день, получила от нее подарок — норковую шубу плетень... плетен... плетенную. Вязанную, так?

    — Надо было ей еще одну книжку преподнести — глядишь, вторую получили бы шубу...

    — Ну нет: ее на мою меру достаточно, а на ее — нет, толко шуба настолько экстравагантная, что я никогда не надену. Может, наложу один раз в шоу каком-нибудь. Это этола (меховая горжетка, накидка — Д. Г.) оранжовая — цвет такой, что под поездом не погибнешь. Надо теперь подобрать для нее комплект, что-то придумать, да и цвет не мой, но это не считается, главное — что подарок от Аллы. Я такая была счастливая...

    — В жизни, говорят, вы влюблялись пять раз, и все ваши избранники были высокими, статными, черноволосыми красавцами...

    — Статные — это что значит?

    — Рослые, мощные...

    — Толко не культуристы — ненавижу таких. Мне нормальные нравились, по природе хорошие — ну и что?

    — С первым мужем вы действительно познакомились в поезде?

    — Да, вышла в тамбур, увидела красавца-мужчину и... обалдела.

    — Сколько вам было лет?

    — 17 — я еще в школе училась. Классом мы ехали на экскурсию в Краков, и когда учительница увидела, что он дает мне карточку — бумажку, на которой написал свой адрес, бо не було времени поговорить, вмешалась. Отругала, а потом за нами смотрела...

    — ...не спуская, небось, глаз, но вы все равно умудрились обвести ее вокруг пальца?

    — Ян меня потом нашел, хотя жил в Варшаве, а я в Лодзи. Как ему удалось? Это длинный рассказ, и не стоит нам на него тратить время.
    Дмитрий Гордон: «В одном интервью вы признались: «Нет красоты — и мужчины нет...». Барбара Брыльска: «Я просто эстетка. Мне нравится красота..»
    Дмитрий Гордон: «В одном интервью вы признались: «Нет красоты — и мужчины нет...». Барбара Брыльска: «Я просто эстетка. Мне нравится красота..»


    — Он был хорош собой?

    — Для меня в тот миг — самый лучший, и хотя теперь уже знаю, что есть и красивее, тогда ничего еще в жизни не видела...

    — Вы трижды замужем были?

    — Два раза. (Задумчиво). И хватит...

    — Считаете?

    — Да, считаю.

    — Вы из себя вся такая, к тому же актриса, а вокруг столько соблазнов...

    — Было все, было, но соблазнители уже успокоились... Странно! (Смеется).

    — Вы иногда надолго уезжали из дому на съемки да в экспедиции, а вокруг наверняка были поклонники, цветы, подарки и все сопутствующее. Мужьям когда-нибудь изменяли?

    — Нет — сперва должна была разведится, а уж потом изменяла. Один раз влюбилась, когда была замужем, но это не измена: с мужем уже не имела никакой связи. Знаешь, могла бы и оправдаться, но не буду, потому что всего и так, и так не скажу...

    «ЕСЛИ Я ИЗМЕНЯЛА, ЗНАЧИТ, ТАК БЫЛО НАДО»


    — Неужели за плечами у вас довольно скучная жизнь: были добродетельной супругой, хранили верность мужьям?

    (Наигранно строго). Ты слишком много знать хочешь! (Пауза). Если я изменяла, значит, так было надо!

    — Вот оно что?

    — Да, это не было без причины...

    — Вы мстили за их измены?

    — Все хочет знать! Долой эту тему! Я их обоих очень любила, от другого мужа двух детей родила — сын остался. Я была очень счастливая, но он ни одной юбки не пропускал. Уж такой бабник был, что мне надоело.

    — Имея такую красавицу-жену, так себя вел?

    — У вас, дорогие мужчины, это не имеет значения, а нас, женщин, плохо воспитывают: не предупреждают с младых лет, что мужчина совсем другое животное. Он должен изменять, все время проверяться, искать того, не знаю чего, а женщина не понимает, что так будет, даже если он любит жену, потому что дома не научили, мама ничего не сказала. Вы — такие истоты...

    — ...да, существа!..

    — ...не животные, нет, которыми надо заниматься: ласкать, вкусно кормить, прекрасные слова говорить...

    — ...и все равно не поможет...

    — Точно! Вы любите приключения на стороне, а мы забываем об этом.

    — В одном интервью вы признались: «Я всегда смотрела на красоту, а потом на все остальное: нет красоты — и мужчины нет»...

    — Это правда.

    — И вторая цитата: «Я выбирала самых красивых мужчин Польши»...

    — В нашей стране таких уже не осталось (смеется).

    — Хорошо, слово «Польши» вычеркнем. «Красота, — говорили еще вы, — всегда была главным аргументом моей страсти, и представить себя с некрасивым мужчиной в постели я не могла»...

    — Правильно, а зачем представлять? Я просто эстетка, мне нравится красота.

    — Так, а если мужчина красив, но глуп, что тогда?

    — Не-не-не! Это видишь, чувствуешь сразу — нескольких минут хватит, чтобы понять, но если позже оказывается, что дурак, — тоже не надо.

    — Что вы имели в виду, когда обронили: «Мужчины меня всегда использовали»?

    — Да, использовали, но там, где надо...

    — В чем?

    — В том, в чем надо.

    — В смысле, как женщину?

    — Финансово не использовали — это уже достаточно хорошо.

    — Ну а к славе вашей примазаться не пытались?

    — Им это не было нужно, потому что они и сами были очень популярные люди, тоже известные актеры, например...

    —...например?..

    — ...и они не требовали...

    — Например?

    — Хватит, да? Оставим немножко тайности. Если меня финансово не использовали, то остальное в порядке, и я удивляюсь, когда женщины — плачут? платят? — за любовь. Думают, что не за любовь дают деньги, а из любви, но мы-то все знаем (и этот мальчик, который на 30 или 40 лет моложе!), что она его покупает. Просто дамы в годах не хотят в том себе признаться: вот это называется использованием, а все остальное, я думаю, нормальные отношения. Ну как я могла сказать, что мужчины меня использовали?


    «ПОШЛИ ПЛЕТНИ: «КАК, НА ПОХОРОНЫ СВОЕЙ ДОЧЕРИ ОНА ПРИШЛА, ОТКРЫВАЯ КОЛЕНА?»


    — От второго брака вы родили двух детей: в 32 года дочь Барбару и в 42 сына Людвига — он поздний ребенок. Ваша Бася была очень красивой девушкой, преуспевающей моделью и начинающей актрисой, но в 20 лет погибла в автокатастрофе. Понимаю, что причиняю вам боль, но и обойти самую трагическую страницу вашей биографии не могу... Скажите, как это горе вы пережили?


    — Если бы ты дал этот вопрос раньше (плачет), я бы уже не могла говорить. Попросила бы тебя: «Не будем, да?». Три года я плакала каждый день с утра до вечера и пила таблетки, но прошло уже 16 лет — я научилась жить без нее, работать. Разревусь, бывает, когда сама этого не жду: просто нахлынут какие-то воспоминания, появляются параллели, и слезы разрывают, душат, но жить уже можно.

    С сыном на фоне портрета погибшей дочери. «Всю свою любовь я переляла в Людвига»
    С сыном на фоне портрета погибшей дочери. «Всю свою любовь я переляла в Людвига»
    Себя я посвящила сыну и разбаловала его просто невозможно. Не скажу, что из-за потери дочери толко, — виновата моя любовь: я переляла ее всю в Людвига.

    — Он спас вас от самоубийства?

    — Уверена, что да.

    — А вы всерьез об этом задумывались?

    — То был первый момент, когда жизни дальше не представляла. Забывая о том, что сын стоит рядом, кричала, и он попросил: «Мама, живи для меня!»...

    — Когда ваша дочь погибла, за рулем сидел сын режиссера Жулавского — он цел остался?

    — Цел и не тронут — ни единой царапины.

    — Вы после этого с ним общались?

    — Раньше да — это нормально, правда, что он приходил? Чаще встречались на улице, а теперь даже этого не хочу, хотя никогда не имела к нему претензий.

    — Он неопытным был водителем?

    — Полгода всего за рулем, они дружились... Я знаю, что виноват не Ксаверий, а брак опыта, молодость и толко это — какие уж тут претензии? Нет, даже не так... Можно себе представить, как мучается человек, когда убивает подружку, но меня не интересовало, страдает он или нет...

    — Прощения у вас он просил?

    — Нет, не извинялся.

    — Но вы ждали от него каких-то покаянных слов?

    — Когда Ксаверий Жулавский пришел, мы просто обнялись: стояли и вместе плакали, так что никто не должен был просить прощения. Он видел, слышал: абсолютно не було во мне жала... Я очень часто об этом потом думала... (Пауза). Может, я просто с ума сошла: парень убил мою дочь, а во мне нет никаких плохих отношений к нему — это нормально, скажи мне?

    — Трудно ответить...
    Дочь Брыльской Барбара Космаль — успешная модель и начинающая актриса — погибла в автокатастрофе 20-летней
    Дочь Брыльской Барбара Космаль — успешная модель и начинающая актриса — погибла в автокатастрофе 20-летней


    — Бывает так?

    — Бывает по-разному...

    — Хорошо, я, значит, нормальна, а многие удивлялись. Некоторые вообще говорили: «Слушай, его отец богатый — ты можешь...». Как это?

    — Подать в суд?

    — Да, получить от него большие деньги. «А сколько стоит жизнь моей дочери?» — спросила я и отложила трубку. Удивилась, какие бессердечные есть люди и как холодно смотрят они на человеческие трагедии — для них это просто спектакл.

    Моя трагедия для всех, кроме очень близких, была представлением... На похоронах кто-то заметил, что черная юбка у меня была выше колен, но я другой не нашла. Другой не було, но пошли плетни: «Как, на похороны своей дочери она пришла, открывая колена?». Вот о чем они думали: это ужасно, но так было...

    «СТАРОСТЬ — ЭТО ТРАГЕДИЯ И, КАК ГОВОРИТ МОЯ МАМА, БОЛЬШОЕ СВИНСТВО»


    — Вы где-то признались: «С первым мужем я до сих пор дружу, потому что это первая любовь. Со вторым не дружу...».


    — Не потому (перебивает), что первая (она еще раньше была — без концувки), а потому что это был и ест хороший человек — умный, добрый. Немножко не для меня, потому что очень скрытный — наверное, как положено математику. Он не хотел ходить со мной на премьеры фильмов, на разные принятия (то есть приемы): нет, нет! — а второй... Боже, как было приятно, когда он появился на съемках моей картины. Смотрю — Людвиг стоит, а первый муж был не для меня.

    — «Со вторым, — уточнили вы, — я не дружу: не хочу»...

    (Смеется). Это он со мной дружится: звонит, мы встречаемся. Людвиг-старший — врач: пришла пора, когда мне нужен доктор.

    — Он гинеколог, по-моему?

    — Да — ухаживает за мной, но имеет связи с другими...

    — ...врачами...

    — И с ними тоже. Очень мне помогает, но знает, что слишком поздно, и уже спокорный...

    С дочерью. Бася очень рано начала выходить на сцену, и Брыльска надеялась основать актерскую династию
    С дочерью. Бася очень рано начала выходить на сцену, и Брыльска надеялась основать актерскую династию
    — ...смирился...

    — ...да, что я никогда его не прощу. Если второй мой муж думает, что я буду с ним... (Пауза). Хотя нет, исключено — то было бы слишком наивно.

    — Может, все же надеется?

    — Нет, он надто интеллигентный, чтобы на это рассчитывать.

    — Каким должен быть мужчина, чтобы покорить ваше сердце?

    — Уже не должен — теперь у меня такого проблема нету.

    — Тем не менее недавно вы где-то сказали: «Мне 68, а нравятся 40-летние»...

    — Какие? Ну, может, встретила такого недавно — неважно, а если мне еще моложе мужчины нравятся — ну и что?

    — Вы говорили о женщинах, которые покупают любовь молодых ребят: для вас в принципе это возможно?

    — По-первые, у меня нет таких денег, а по-вторые, никогда в жизни. Свядомость, — как это, сознание? — что он со мной потому, что я даю ему деньги или содержаю его, мне бы все отравило, поэтому нет, нет, нет и нет!

    — Широкая известность пришла к вам, когда вы сыграли в фильме Ежи Кавалеровича «Фараон» роковую красотку Каму. Вы, кстати, давно эту картину смотрели?

    — Ха — недавно видела. Оценила так...
    С первым супругом Яном Боровецем. «Первый муж был не для меня. Он очень скрытный, как и положено математику»
    С первым супругом Яном Боровецем. «Первый муж был не для меня. Он очень скрытный, как и положено математику»


    — ...хороша?

    — Бр-р-р-р!

    — Не то слово!

    — Хотела бы быть сегодня такой! (С тоской). Нет, Дима, старость — это трагедия и, как говорит моя мама, большое свинство.

    — Вам еще рано об этом...

    — Ну, если ты так считаешь...

    — Ваша потрясающая, нечеловеческая красота становилась когда-нибудь для вас проблемой или дарила только радостные, положительные эмоции?

    — Ну, лучше быть богатой и красивой, чем бедной и некрасивой, да? Это не проблема, а счастье, за которое приходится очень дорого заплатить. Нет выхода: раньше или позже, но расплата будет. Все эти, которые были не очень хороши собой, привыкают к себе, свыкаются их мужи, и они не... Боже, тэй русский язык!

    — А вы по-польски попробуйте — я пойму...

    — А, нет, тоже забыла... Ну, неважно! Они сложили себе цену в других вещах и живут в согласии с собой, а я знала, что у мужчин на улице головы ходили вот так (сворачивает шею), если меня видели. Когда они перестали крутить головами, я удивилась: «Что такое? Слепые, что ли?», и начались тогда жалобы: «О-о-о! Плохо! Грустно!». Когда привыкаешь, без этого потом тяжело.

    — Многие красавицы-актрисы признавались мне: «Уж лучше бы мы были такими, как все, — ну, может, немножко посимпатичнее...».

    — Так, абсолютно, но в том числе благодаря красоте я чего-то достигла в профессии: сыграла Каму, например, которая мне открыла — как это сказать? — ворота к карьере.

    «ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОЛЫЙ, Я ГОЛАЯ: УЖАС — ОН ЛЕЖИТ НА МЕНЯ... ПФ-Ф-Ф! КАК ТЫ ЭТО СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ?»


    — Не знаю, как в Польше, но в Советском Союзе жизнь многим красавицам-актрисам отравляли мужчины, которые хотели их просто унизить — сорвать этот цветок и растоптать. Они будто мстили этим женщинам за их красоту, а у вас такие моменты бывали?


    — Нет, хотя, может, мой муж делал это, когда мне изменял?

    — Фильм «Анатомия любви» посвящен, в общем-то, борьбе полов — кто, на ваш взгляд, одержал в ней победу: мужчина или женщина?

    Картина «Фараон» польского киноклассика Ежи Кавалеровича, где Брыльска сыграла роковую красотку Каму, принесла актрисе первую широкую известность
    Картина «Фараон» польского киноклассика Ежи Кавалеровича, где Брыльска сыграла роковую красотку Каму, принесла актрисе первую широкую известность
    — В картине победителем вышел мужчина.

    — А в жизни?

    — По-разному то бывает.

    — Я читал, что однажды (плавно перехожу к эротическим сценам, которые советское киноначальство целомудренно из этой картины вырезало) вы прямо в центре Варшавы наблюдали, как двое на глазах у всех занимаются сексом...

    — Я? В центре Варшавы? Не верь этим идиотам журналистам, которые пишут что хотят. Да, видела это, но в Африке, за тысячи километров от Польши, и ночью все было — в день даже там это не случается. Нет, в Варшаве, может, такое тоже бывает, но я пока не замечала.

    — В какой же стране это было?

    — Во Французской Гвинее, в Конакри — все происходило под пальмой.

    — Какое впечатление на вас это произвело?

    — Стояк...

    — В смысле, ступор? Аборигены любили друг друга по-негритянски страстно?

    — Не, просто делали это природно, без всяких штучек, да и секс вообще — занятие примитивное. Ой-ой-ой!

    — А одухотворенный секс?

    — Слушай, ты тянешь мне за язык — давай поменяем тему.

    — Хорошо. Сниматься в красивых эротических сценах в той же «Анатомии любви» вам было интересно? Будучи девушкой пуританского воспитания, вы робости не испытывали?

    — По-первое, я была женой...

    — ...к тому времени...

    — ...и когда получила туда приглашение, первое, что сделала (не знаю, принято это у других актрис или нет)...

    — ...пошли в костел...

    — Нет, показала сценар мужу: согласится он или нет? Мне очень хотелось сниматься, ведь такой фильм о женщине редко бывает, и муж дал добро: «Роль прекрасная, — сказал, — пожалуйста». Он верил мне, понимал: это всего лишь фильм.

    — Это правда, что в постельных сценах ваш партнер надевал на себя колготки?

    — Да, по моему требованию. Он должен быть голый, я голая: то ужас — он лежит на меня... Пф-ф-ф! Как ты это себе представляешь?

    — Хорошо представляю...

    — Не знаю, может, за миллионы долларов и согласилась бы, но нет! «Делайте что хотите, — сказала, — но он не может меня тронуть, а то выскочу под пол»...

    — Провалитесь, в смысле, под землю...

    — Да, и я тогда предложила: «Слушайте, у меня идея. Надо взять женские колготки, обрезать (показывает) здесь, но пусть эти самые дорогие...

    «Фараон», 1966 год. «Хотела бы быть сегодня такой!»
    «Фараон», 1966 год. «Хотела бы быть сегодня такой!»
    — ...для него...

    — ...элементы жизни останут при ним». Так и сделали, а наскольку кадр снимали на контра...

    — ...в контровом освещении?

    — ...да, и нас не было видно детальнего — только так (показывает рукой силуэт лежащего), колготки оказались совсем незаметны, и я была спокойна. Он, слава Богу, тоже... (Смеется).

    — Немудрено — в женских колготках любой успокоится. Барбара, в Советском Союзе польские кинематографисты были очень популярны, модны — актер Даниэль Ольбрыхский, режиссер Анджей Вайда. Вы, правда, однажды сказали... Не знаю, может, тоже журналисты переврали?

    — Ну, давай!

    — Вы сказали: «А что Вайда — я не считаю, что он выдающийся. Не люблю ни его, ни то, что он делает (вернее, не он, а его подмастерья), а когда во время съемок ради красивого кадра Анджей бросил в пропасть живую лошадь, я его просто возненавидела». Все передано дословно?

    — Не, Вайду я доценяю, но когда бросил лошадь...

    — Как человек он для вас умер?

    (Возмущенно). Какое это искусство? Теперь он бы уже не мог это сделать, но тогда был коммунизм, все было позволено...

    — ...лошадей хватало...

    — Они отвечали, что этот конь уже должен был идти на «зъедення», но это не оправдание.

    «СВОЮ ПОМАДУ ИГОРЮ ДМИТРИЕВУ Я НЕ ДАЛА. «ИЗВИНИ, — СКАЗАЛА, — ЭТО КАК ТРУСИКИ: ТЫ НЕ БУДЕШЬ МОИМИ КОСМЕТИКАМИ ПОЛЬЗОВАТЬ»


    — Театр, по слухам, вы что-то не очень любите...


    — Люблю, но не хожу на спектакли. Уже их вообще не смотрю — я человек домашний.

    — В свое время, однако, играли в России антрепризный спектакль «Квартет». У вас там хорошие были партнеры: Игорь Дмитриев, Светлана Крючкова, Кахи Кавсадзе, но не со всеми из них сложились отношения. Что за трения возникли у вас с покойным Игорем Дмитриевым?

    — Трения не было, хотя нет, было — о железную кровать моей ногой, которую я мало что не сломала, потому что он не успел, забыл вовремя ко мне подойти.
    Со вторым мужем — гинекологом Людвигом Космалем, от которого актриса родила двух детей, — Брыльска рассталась из-за его измен. «Никогда его не прощу»
    Со вторым мужем — гинекологом Людвигом Космалем, от которого актриса родила двух детей, — Брыльска рассталась из-за его измен. «Никогда его не прощу»


    — Как женщина вы ему не нравились?

    — А женщины ему совсем не нравились, насколько я знаю. Он уже умер, как известно, и тогда уже был больной... Нравилась не нравилась... Снова меня за язык тянешь? Не знаю, разговоров об этом не було.

    — Он же помаду у вас просил, а вы отказали...

    — Ха! Все знает. Боже, ничего не скроешь! Да, я не позволила взять. «Извини, — сказала, — это как трусики: ты не будешь моими косметиками пользовать».

    — И как же он вышел из положения?

    — Свою помаду ему Крючкова дала.

    — Вот это настоящая советская актриса: пришла коллеге на помощь...

    (Смеется). Он еще черный карандаш взял — рисовал соби очень крепко глаза, чтобы було видно. Я не удержалась: «Слушай, но чем меньше видно, тем лучше». Не помогло — сильно хотел нравиться...

    — Говорят, одно время вы стали пить. Врут или правда?

    — В какие время?

    — В 70-е годы, 80-е...

    — Когда дочь умерла, наверно... Иногда так бывает, когда и я пью, и ты тоже пьешь — все пьют, это правда. Ой, две или три недели назад, когда я приехала на новое шоу (там звезды поют с обыкновенными людьми), была пресс-конференция. Наскольку с моим горлом плохо, — никак не вылечу! — у меня был такой сироп: когда полоскаю им, могу говорить. Я вытянула его из сумки, так (подносит ко рту): а-а! — глотнула, а в газете потом написали: «Брыльска пила сироп, попивая водой». Видишь, «пила сироп» — это не интересно, а если «попивая водой» — значит, там было что-то другое. Как можно? Оттуда и берут плетни.

    Людвиг — поздний ребенок, пани Барбара родила его в 42 года. «Себя я посвящила сыну и разбаловала его просто невозможно»
    Людвиг — поздний ребенок, пани Барбара родила его в 42 года. «Себя я посвящила сыну и разбаловала его просто невозможно»
    — Вы заливную рыбу готовите?

    — Ага, но не такую, как Надя Шевелева, не гадость (смеется). Очень ее люблю и хорошо делаю.

    — Вы в замечательной форме — как это вам удается? Конституция такая, генетика?

    — В форме и мама моя, хотя она говорит, что долго так жить нельзя.

    — Сколько ей лет?

    — 90, и мой второй муж, который смотрит на маму медицинским глазом, утверждает, что она вот так (показывает большой палец). Не болеет, хотя, когда я спросила ее: «Как ты себя чувствуешь?», ответила: «Знаешь, если бы мне было лет 20 и я бы себя так ощущала, подумала бы, что умираю». Слабо — то там болит, то тут, проходит в одном месте, ноет другое. В ее возрасте это нормально, а я... Это тебе толко кажется, что форму держу, — на тэ время, когда здесь, с тобой, держусь, а потом ухожу и кх! (валится на бок).

    — Вы много ездите, путешествуете, у вас плотный график...

    — Не всегда. Выбираю время, когда хочу и могу, когда у меня есть силы, а бывает, полгода с радостью сижу на даче.

    — На скромной польской даче...

    — Да, и вот мои руки уставшие (протягивает ладони). Вырастываю разные овощи и цветы...

    — ...а потом продаете их на базаре...

    (Смеется). ...а потом раздаю друзьям. Толко когда осень приходит или зима, бросаюсь в работу.

    — В дороге, когда сменяются, как в калейдоскопе, поезда, самолеты, вокзалы, аэропорты, наверняка вас какие-то мысли одолевают. О чем, интересно, думаете, глядя по сторонам? Сложилась у вас судьба? Удалась жизнь? Все получилось?

    — Ну, дорогой, это разговор на ночь. У нас любят такие беседы — философические, психологические, но сейчас эту тему трогать не след. Она очень сложная, здесь успокоиться надо, а я хулиганю немножко, как ты заметил.

    Барбара Брыльска — Дмитрию Гордону: «Лучше быть богатой и красивой, чем бедной и некрасивой, да?»
    Барбара Брыльска — Дмитрию Гордону: «Лучше быть богатой и красивой, чем бедной и некрасивой, да?»


    — Последний вопрос. Не исключаю, что после выхода на экраны «Иронии судьбы, или С легким паром!» вы подумали: «Ну, все, больше такого успеха уже никогда не будет», а сегодня, имея опыт и понимание того, что жизнь преподносит иногда удивительные сюрпризы, как считаете: может у вас в творчестве произойти удача, которая затмит все, что до того было?

    — Не говорю «никогда», потому что Бог знает, что я придумаю или кто-то придумает для меня, и вдруг окажется, что... Все возможно, хотя... сомневаюсь.

    — Хочу поблагодарить вас за то, как очаровательно вы сегодня хулиганили, и, хотя специально вы этого не добивались, в вас, наверняка, влюбилось еще больше мужчин...

    — Оу! Пусть признаются мне в этом, а то слишком поздно я все узнаю.

    — Я думал, вы скажете: «Пусть не надеются»...

    — Это другой проблем. Мне говорили не раз: «Боже, как был в тебя влюблен». — «Почему же не объяснился тогда? — спрашиваю. — Зачем признаешься теперь, когда я старая?». Слушай, я же могу быть еще больше старой, так что пусть успевают...

    — В смысле, поторопятся?

    — Ну да: ох этот мой русский!

    P. S. Редакция «Бульвара Гордона» благодарит киевский отель «Intercontinental Kyiv» и его генерального директора Леона Ларкина за помощь в организации интервью.










    © Дмитрий Гордон, 2004-2013
    Разработка и сопровождение - УРА Интернет




      bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100