Телепередача |
Вдова великого режиссера-комедиографа Леонида ГАЙДАЯ актриса Нина ГРЕБЕШКОВА: «В конце Леню я уже не любила, вернее, как сына, любила — не как мужа... Мне надо было, чтобы он тепло одет был, чтобы выглядел хорошо, чтобы не болел. Он же не то что неудачник — неприспособленный был...» |
— Интервью Леонида Иовича практически нет — он их давать не любил?
— Нет, никогда.
— Публичности не хотел?
— Леня понимал, что слово и изображение — это разные вещи, и что бы он ни говорил, очень важно, чтобы самоирония, интонация присутствовала, а напишут ведь как? По-своему все переделают...
— Еще и переврут...
— Зачем? Чтобы он в итоге сказал: «Я не такой». Ну и, знаете, что еще? Леня говорил: «Вот я картину снял — ее и смотрите: все, что поймете, — это я».
— По поводу снятых картин — он их смотрел?
— Еще как! Уже много лет прошло...
— ...а по телевизору показывают...
— Нет, тогда их по телевизору не особо показывали, а в кинотеатрах они все время шли, и вот он с собакой гулял и к стенду, где печаталось, что где идет, подходил, а когда домой возвращался, говорил: «Нинок, смотри, 25 лет прошло, а картины-то идут». Или в кинотеатр «Баку» билет в последний ряд покупает, садится и смотрит, и потом мне рассказывает: «Ты знаешь, столько лет прошло, а все в тех же местах смеются».
— Последние его фильмы слабее предыдущих были — тех, которые классикой стали...
— Конечно.
— Он это понимал?
— Разумеется! — даже своему второму режиссеру Марине Михайловне Волович говорил: «Дерьмо снимаем».
— Почему же Леонид Иович на таком уровне, как раньше, творить не мог?
— А потому, что литература нужна, — вы же понимаете, что сценарий, материал необходим.
— Не было?
— Не было, причем что интересно... С Никулиным в «Бриллиантовой руке» — я там присутствовала! — кусок около реки Бзыбь или Мзымты снимают: короче, в кадре вода и набережная с современными домами. Юре деньги дают, и он в шапку их прячет, затем ее надевает: Никулин, ему должное отдать надо, миллион всяких приспособлений, куда револьвер положить, еще что-то, придумал — как шапку использовать, как авоську: много, много, много чего. Леня доволен, Юра его спросил: «Ну что? Хорошо?». — «Да». — «Давай снимем?!». — «Давай!» — и сняли, а потом Леня к нему подошел и прошептал: «Юра, а теперь по сценарию давай».
— И что в картину вошло?
— То, что по сценарию было, потому что шуточки, хохмы рассыпать нельзя — как Леня говорил: «Смехоточка должна быть».
— От того, что последние фильмы не того уровня, к которому все привыкли, он страдал?
— Какого-то страдания я не видела, но и чтобы радовался тому, что картина получилась, — этого не было.
— Леонид Иович одним из самых кассовых режиссеров советского кино был, а может, и самым кассовым...
Михаил Пуговкин, Нина Гребешкова, Наталья Селезнева, Эммануил Виторган на вечере памяти Леонида Гайдая
— Самым кассовым, да!
— По меркам того времени богатым он был?
— Вообще-то... Когда Пырьев жив был, и Леня свои основные картины смешные снимал — и «Операцию «Ы» и «Кавказскую пленницу», обычную ставку он получал, как все, и Гриша Чухрай ему предложил: «К нам давай!».
— Куда?
— В ЭТО — Экспериментальное творческое объединение, где директором Владимир Александрович Познер, отец Владимира Познера, был: они с кинопрокатом или я уж не знаю, с кем, договорились, что отчисления с проката получать будут.
— Вот это да!
— И Леню туда приглашали. Он мне сказал: «Вот зовут», а мы 120 тысяч старыми деньгами за квартиру заплатили, 10 лет, как рабы, все это выплачивали... Я воодушевилась: «Конечно, — там же деньги безумные, давай!», а он: «Нин, ну что ты говоришь? Ну как же я Пырьева предать могу?».
— И не пошел?
— Пока Пырьев жив был, нет, но после его смерти Леня на Экспериментальной студии «12 стульев» снял и за эту картину с проката уже получал. Вот тут-то мы и разбогатели — с долгами за квартиру расплатились, машину купили.
— «Волгу»?
— Да, но «Волгу» случайно он приобрел, а что получилось? Я же машину водила и ее разбила, а без нее — как без рук: когда она есть, привыкаешь...
— У вас «победа» была?
— Нет-нет — «жигули» прекрасные, но в меня таксист въехал. Знаете, 21-я «Волга»: фарой он мне пятую дверцу пробил, и замену найти мы не смогли...
— Этой фарой 21-й «Волги» пол-«жигулей» пробить можно было...
— Да — ну мальчик был, лет 18: я к нему подбежала: «Ах ты, гадина такая», а у него: «Ой! Па-па», — губенки трясутся. Мне этого таксиста жалко стало, и я посоветовала: «Скажи, что у тебя тормоза не работали», то есть вместо того, чтобы потребовать: «Деньги плати!», как оправдаться, ему подсказала. Короче, Леню мобилизовала: «К Сизову иди и машину проси».
— К директору «Мосфильма»...
С Юрием Никулиным в культовой картине Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», 1968 год
— Да, а он упирается: «Ну как? Машину мы получили, ты ее кокнула, и теперь я приду и скажу, что опять хочу? Нет, просить не буду». Я: «Скажи, что жена у тебя растяпа какая-то, машину разбила — ты-то вообще не виноват. Все на меня вали!».
И вот по какой-то разнарядке на «Мосфильм» «Волги» и «жигули» пришли. Я Лене: «Иди!», но он ни в какую: «Ну, не хочу я — что ты меня вынуждаешь?», но я не отступала: «Для меня попроси, что нас двое, скажи, что жена в Театре киноактера, а я вот...». Пошел. «Николай Трофимыч, — сказал, — вы знаете, у меня жена машину разбила. Вот я бы хотел...». Тот: «Да пожалуйста, ради бога. Тебе какую?». Леня скромно так: «жигули», а Сизов ему: «Леонид Иович, вы что, бедный человек? (А это уже после «12 стульев» было. — Н. Г.). Почему «жигули»? «Волгу» берите». «И у меня, — Леня потом оправдывался, — сказать, что нам дорого, язык не повернулся» (смеется).
— Так «Волгу» и взяли?
— Так и взяли, и вот так, лежа, до педалей я доставала, а там колодка вбок идет, и одна сторона ближе, другая дальше. Из этой «Волги» мокрая я вылезала, и когда разнарядка еще и в Театр киноактера пришла, свою машину себе купила, потому что деньги были.
«БОЖЕ МОЙ! — НАКРУЧИВАТЬ СЕБЯ НАЧИНАЮ. — АЛКА ЛАРИОНОВА СЕБЕ БРИЛЛИАНТЫ КУПИЛА, НИНА МЕНЬШИКОВА КУПИЛА, А У МЕНЯ НИЧЕГО НЕТ»
— Когда павловская «реформа» случилась и за ней обвал последовал, денег у вас на книжке сколько было? Много сгорело?
— Вы знаете, деньги у нас отдельно были — мои и Ленины, а почему? Сейчас расскажу.
— А потому, что так надежнее...
— Нет, я объясню. Все просто: деньги в моей прикроватной тумбочке лежали — я свою зарплату положу, Леня — свою, а тут как-то раз в театре Нина Меньшикова подошла: «Слушай, ты одолжить мне не можешь?». — «Сколько?» — спросила. Она: «Ну вот сколько у тебя есть?». — «Я, — ей сказала, — премию на Студии Горького за дубляж сейчас получила, у меня 300 рублей». Она обрадовалась: «Все давай!». Я подумала: «У меня же моя зарплата, Ленина зарплата лежит», и эти 300 целковых отдаю. Еще и поинтересовалась: «А что это у тебя за напряженка?». Она: «Я павловских времен стул купила...».
— ...антикварный...
— Да, антикварный. «...но он весь развален — я его домой привезти не могу, потому что Стасик меня с этим стулом выгонит».
— Ростоцкий?
«Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу». С Нонной Мордюковой, «Бриллиантовая рука»
— Да. «Я, — на полушепот она перешла, — к маме его отвезла, стул на реставрацию отдать надо, а это очень дорого» — на мебель павловских времен, вообще, цены заоблачные были. Ну ладно, я домой прихожу, тумбочку открываю, а там 30 рублей. «Лень, — спрашиваю, — ты деньги брал?». — «Нет», — отвечает. «Как нет? — я вскипела. — Здесь же моя зарплата должна быть». Он: «Ну, брал, как обычно беру». — «Давай так, — я сказала, — ты свои деньги в свою тумбочку клади, а я свои в свою тумбочку класть буду... Я, сколько у меня, знать должна».
— Тем не менее, когда этот бесконечный финансовый кризис начался, на книжке много сгорело?
— У Лени много.
— Тысяч 100?
— Наверное, да.
— Он вам какие-то серьезные подарки делал?
— Конечно.
— Бриллианты, может, дарил?
— Ой, нет — это такой мещанской радостью для него было. Он этого вообще не понимал, а мне... Вот такой случай был. Нина Меньшикова бриллианты себе купила, Алка Ларионова тоже...
— Колье, браслет — что?
— Не знаю — цацки какие-то (за ухо себя берет), а у меня ничего нет, и вот... Как же это произошло? Чтобы не наврать... В общем, у меня 400 рублей, чтобы взнос за квартиру заплатить, лежало — каждый квартал (с ударением на первом «а». — Д. Г.) или квартал (с ударением на втором «а». — Д. Г.) эту сумму вносить надо было. Я завтрак готовлю: каша, то, другое, яйцо Лене, яйцо мне, а одно лопнуло, и Леня целое берет, а треснувшее мне оставляет. Я: «Как же так? Ты первый берешь, значит, похуже взять должен» (смеется).
— Ну, правильно...
— Он: «Да?». — «Да! — говорю, — а хорошее партнеру или тому, с кем завтракаешь, оставить».
— «Я, выдающийся режиссер, себе похуже брать буду?!»...
— Нет, нет, его реакция потрясающей была — почему это и рассказываю. Он спросил: «А ты как поступила бы?». Я с праведным негодованием ответила: «Разбитое взяла бы». — «Ну вот и бери!» — он сказал (смеется) — понимаете? Я это яйцо треснувшее со стола схватила и в стенку его бросила. Он недоуменно на меня смотрит, потому что это невозможно, чтобы я так поступила, а у меня внутри все кипит. «Ну как же так? — думаю. — Даже не потому, что ты воспитан или не воспитан, просто человеку, которого как бы любишь, с которым живешь, получше оставь, а себе похуже возьми».
Леня уходит, все, а я накручивать себя начинаю: «Боже мой! Алка бриллианты себе купила, Нина Меньшикова купила, а у меня ничего нет». Ну, бабья такая психика, да? — «у меня ничего нет»...
— ...и яйцо плохое дают...
«Завербовали! Он же такой доверчивый... Рука! Его пытали, как я раньше не догадалась!». С Юрием Никулиным в «Бриллиантовой руке»
— Вообще — ну что это за жизнь? А 400 рублей между тем лежат. Я эти деньги беру, на улицу Горького еду — там магазин ювелирный был — и бриллиантовые сережки и кольцо себе покупаю. Кольцо 200 с чем-то рублей стоило, а сережки... Или наоборот — серьги (уши трогает) 200, а кольцо 180: в общем 400 рублей...
— ...как не бывало...
— Домой вернулась, на кухне села, на коробочки с украшениями смотрю и думаю: «Зачем это мне? Еще и денег не осталось». Леня приходит, я с повинной: «Лень, я все деньги потратила». Он: «Ну и что?». — «Как «ну и что»? — вздыхаю. — Платить ведь надо». — «Ну, потратила и потратила», — отвечает. Я дрогнувшим голосом: «Ты же не знаешь, на что». Он заинтересовался: «А на что?». Я свои приобретения вынимаю, в ладошку кладу: «Вот, смотри!». — «А это что?» — спрашивает. — «Это бриллианты такие», — объясняю. Он: «Ну, приложи». Я к ушам прикладываю, потом кольцо, которое мне велико, спадает, надеваю: «Вот! Видишь?», а он: «Ой, как красиво! Молодец, что купила». Я заплакала: «Ты представляешь, они мне не нужны — зачем их взяла?». — «Нет. Это очень хорошо, только дырочки сделай».
— А уши у вас не проколоты были?
— Господи, конечно же, нет. «И не кое-как прокалывай, — Леня продолжил, — а в институт красоты сходи, пусть тебе нормальные дырочки сделают»: вот так...
— В фильмах своих Леонид Иович очень красивых девушек снимал — и Наталью Селезневу, и Наталью Варлей, и Светлану Светличную — вы никогда ни к кому его не ревновали?
— Я вам даже больше скажу: когда он пасьянс из всех персонажей, кого пробовал, раскладывал...
— ...вы ему еще советовали?
— Нет, он меня вызывал и спрашивал: «Как думаешь, вот кого?». Я их всех, в общем-то, кроме Варлей, знала, потому что с ней не встречалась. «Лень, — отвечала, — я так считаю: девушку, которую по внешнему виду полюбить можешь, выбирай, потому что, если режиссер актрису снимает и ее не любит, она плохо сыграет, вообще, некрасивая будет.
— Вот это жена!
— «Понимаешь, — говорила, — чтобы то, что ты хочешь, получилось, тебе ею восторгаться надо». — «Да? Ну ладно» — так и снимал.
— Ясно, а рамки этот восторг не переходил?
— Никогда!
— И вы даже по этому поводу не беспокоились?
— Вы знаете, у меня этого чувства нет, оно просто отсутствует. Чувство зависти просто бывает, а бывает ревность. Что мне надо было? Я это точно знала: чтобы у него получилось.
— Здорово!
— Да, и когда слышу: «Нина, ты в этом участвовала...», думаю: «Как сказать?». Конечно, внутренне участвовала, потому что мне хотелось, чтобы... Он же настолько талантливый, настолько неординарный был, не такой...
— ...как все...
— ...независтливый. Никого не подсиживал, никогда никому дорогу не перебегал. Ну, прекрасный человек был, и надо было, чтобы все у него сложилось.
— Счастливой Гайдай вас сделал?
— Да! Да!
— Вы и сегодня, спустя... После его смерти лет уже сколько прошло?
— 26...
— Спустя 26 лет вы на этот вопрос утвердительно отвечаете?
«Сеня, береги руку!». Юрий Никулин, Андрей Миронов, Нина Гребешкова, «Бриллиантовая рука»
— Да, это, конечно, счастье, а оно в чем состоит? Да, вот еще что... Я ведь в конце его уже не любила. Вернее, как сына любила — не как мужа... Мне надо было, чтобы он тепло одет был, чтобы выглядел хорошо, чтобы не болел, чтобы...
— То есть любви женщины к мужчине уже не было?
— Нет, была — в меру: все-таки человеку 70 лет было — 70! Кроме того, он не то что неудачник, а — как вам сказать? — неприспособленный был. Например, я с ним никогда на все эти фестивали, еще куда-то там не ходила. Интересный случай был, сейчас расскажу... Я как-то предложила: «Лень, Оксанку, дочку, возьми — она по-английски говорит, тебе переводчицей будет», и он сначала обрадовался: «О! Как хорошо!», а потом задумался: «Слушай, а ты не обидишься?». — «Да ты что? Наоборот. Пусть Оксанка, как это все проходит, знает: ей это интересно, а мне — нет». Ну неинтересно мне там толкаться, переживать: посмотрят на тебя, не посмотрят... В общем, выпроводила: «Ну, давайте, идите».
Рубашечку ему нагладила, галстук достала, костюм новый. Он поморщился: «Новый-то зачем?». Я возмутилась: «Как? Он уже второй год висит». Леня: «Да? Ну ладно, надену». Его же в магазин что-то из одежды купить пойти уговорить невозможно было — я в отдел мужских костюмов приходила и меряла: чтобы рукава соответствующие были и рост чтобы пятый. Договаривалась: если не подойдет, обратно принесу, а потом этот костюм два года висел, пока на него не надавишь (смеется). «Ну почему в старом ты ходишь? — спрашивала. — У тебя тут уже лохмотья — посмотри, вся подкладка разлезлась», а Леня в ответ: «Ты не понимаешь, он счастливый». Вы вот спрашиваете, Гайдай в магию или во что-то еще верил, а он в костюме до предела ходил, потому что тот счастливый был.
«В «БРИЛЛИАНТОВОЙ РУКЕ» Я УПРАВДОМОМ ПЛЮЩ БЫТЬ ХОТЕЛА — ЭТО МОЯ РОЛЬ, НО ЛЕНЯ СКАЗАЛ: «ТЫ НЕ ПОТЯНЕШЬ»
— Давайте теперь перечислим: «Трижды воскресший», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»...
— ...«Операция «Ы»...
— Нет, мы картины Гайдая, где вы снимались, называем...
— А-а-а...
— «12 стульев», «Не может быть!», «За спичками», «Спортлото-82», «Частный детектив, или «Операция «Кооперация», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» — всего девять фильмов...
С дочерью Оксаной, 1968 год
— Да.
— Скажите, а это правда, что жену Горбункова в «Бриллиантовой руке» играть вы не хотели?
— Да, я управдомом Плющ быть хотела — это моя роль, абсолютно. Ее диалог с хозяином песика помните? «А я вам говорю, наши дворы планируются не для гуляний!». — «А для чего?!». — «Для эстетики!». — «А где ж ему гулять?». — «Вам предоставлена отдельная квартира — там и гуляйте!».
— Мордюкова вам в этой роли понравилась?
— Понравилась...
— Вы лучше бы сыграли?
— Не знаю — я так не сравнивала, никогда об этом даже не думала, но дело в том, что я ее, эту Плющ, очень хорошо понимала, потому что в нашем палисаднике собаки все загадили. То есть это — часть моей биографии (смеется), к тому же девчонки мои в песочнице играли.
— На роль жены Горбункова вы под давлением согласились?
— Нет, понимаете, Леня сказал: «Ты Плющ не потянешь».
— О!
— «Не потянешь — бандерша такая должна быть». Вот как те 180 человек из ЖКХ, которых сейчас этот самый, как его, Медведев уволил — они такие сытые, такие довольные, и Леня все это предвидел. Он знал, что никто из них за народное добро не болеет, им просто хозяевами всего этого быть нравится.
— Что интересно, вы не только в половине фильмов Леонида Гайдая, но и в очень многих картинах блестящего режиссера-комедиографа Георгия Данелии снимались, а это правда, что Данелия, который разрешения «12 стульев» снимать добился, право это Гайдаю уступил?
— Да, подарил.
— Класс!
— Ну а потом, я вам скажу, я ведь у него в трагикомедии «Слезы капали» снялась — у меня там кусок был, где в своего начальника влюблена, которого..
— ...Евгений Леонов играл...
— Да, и в конце сцена, где я в любви ему объясняюсь, была, и, когда ее снимали — это потрясающе! — у меня даже слезы капали.
— «Слезы капали»...
С дочерью, начало 2000-х. «Леня сказал ей: «Способности у тебя есть», а она: «Есть, но всю жизнь у телефона сидеть и приглашений ждать не хочу — я сама за себя решать хочу»
— Ну, это про другое, но, короче, сыграла, и когда Данелия материал где-то на «Мосфильме» показывал, Игорь Таланкин сказал: «Слушай, какая у Гайдая жена талантливая!». Перед просмотром Гийка приезжает: «Нина, я за тобой». — «Ну зачем? — стушевалась. — Я бы и так доехала», а он: «Ты знаешь, я извиниться должен — я тебя вырезал».
— Слезы у вас после этого капали?
— Нет, меня знать надо! Я его успокаивать начала: «Гия, что ты переживаешь?!». Он: «Ну, мне неудобно, потому что...» — и, что Таланкин ему о жене Гайдая сказал, рассказывает, а я: «Для картины так лучше?». Он вздохнул: «В другую сторону уводило...».
«МЫ С ЛЕНЕЙ СИДЕЛИ, ГАЗЕТКУ ЧИТАЛИ, ЗЕМЛЮ НА ДАЧЕ ОБСУЖДАЛИ, И ВДРУГ ОН ЗАКАШЛЯЛСЯ, ОБМЯК И... ПОЧЕМУ Я СЧАСТЛИВА? ПОТОМУ ЧТО ОН НЕ КРИЧАЛ, НА ПОМОЩЬ НЕ ЗВАЛ, НЕ МУЧИЛСЯ...»
— Самая любимая ваша роль какая?
— В картине «Муму».
— А самый любимый фильм Гайдая?
— «Иван Васильевич меняет профессию».
— Все-таки...
— Да. А когда мне говорить стали: «Мы ремейк по «Бриллиантовой руке» снять хотим», я клюнула и согласилась: «Ну, пожалуйста». Они хорошо заплатили, но даже не в этом дело, а в том, что я понимаю: значит, сценарий хороший. Пусть люди снимают, — ради бога! — но такая абракадабра получилась... Ну просто муть какая-то...
— Дважды в одну реку войти невозможно...
— Ну почему? Если это переосмысленный сценарий, какие-то персонажи новые, а не перепевы и что-то такое непотребное... Я тогда возмутилась ужасно, а сейчас, когда речь про «Кавказскую пленницу» заводят: мол, мы хорошо заплатим, «Нет, — говорю, — не все продается».
— Это правда, что перед смертью Леонид Иович перед вами каялся, что ни в одной главной роли не снял?
Леонид Иович с внучкой Оленькой, начало 80-х
— (Смеется). Нет, он мне сказал: «Нинок, я перед тобой виноват». Я так напряглась: «Ну, сейчас свои мужские истории рассказывать будет», а мне это не нужно, и я даже знать ничего не хочу. Меня никогда это не интересовало, и не потому, что оснований что-то плохое думать не было, а просто... Ну, Господи, наоборот — вот я вам рассказывала: если ты можешь, если тебе нравится... Ой, это так было...
— Какая вы жена нетипичная!..
— Я вообще не жена — это, наверное, как-то по-другому называется. Вот мы из Дома кино домой, на станцию метро «Аэропорт», едем, народищу полно, и Леня мне вполголоса: «Нинок, посмотри, у той двери очень красивая женщина стоит». А я где-то там, под мышкой: «Вот сейчас люди выйдут, и посмотрю», — отвечаю. Он: «Но она тоже выйти может» — и тут до моего уровня приседает и поражается: «А-а-а! Нинок, да ты же ничего не видишь! Как же ты живешь?» — понимаете? (Смеется). Вот для чего я это рассказываю, не знаю — просто сказать хочу, что он такой, а я такая.
Про главные роли... Он мне сказал: «Я же для тебя картины не сделал — вот такой, чтобы ты там...». — «Лень, — я спросила, — картин у тебя сколько?» — «18». — «А у меня 60!».
— Он на ваших руках умер?
— Да.
— От воспаления легких?
— Нет, от тромбоэмболии легочной артерии. Ушел в секунду...
— Счастливая смерть...
— Да, и я, если это слово применительно к смерти употребить можно, счастлива что он у меня на руках скончался. Я миску, чтобы его подстраховать, держала... У него аритмия была. «Ты только, если вырвать хочешь, — сказала, — не напрягайся». Боялась, что у него инфаркт будет, — понимаете? — а он так: кх, кх (голову роняет) — и все.
— Готовы к этой смерти вы не были?
— Мы сидели, газетку «6 соток» читали, и он спросил: «Какая у нас на даче земля — кислая или слабокислая?». — «Леня, — я в ответ, — там, где грядки — великолепная, удобренная, а там, где одуванчики растут, кислая». — «Да? Я чеснок посадил — вот такие зубчики! — это он мне перед смертью рассказывает, — а снега нет. Замерзнет ведь земля, промерзнет». Я ему: «Лень, ну не озимый, а яровой будет — ну зачем волноваться-то?». — «Да? Кх, кх», — вдруг закашлялся. Я к нему побежала, мисочку взяла: «Только не напрягайся, только не напрягайся!» — аритмии боялась, а он обмяк, и...
Почему я счастлива? — хотя говорить так нельзя, но тем не менее. Потому что он не кричал, на помощь не звал...
— ...не мучился...
Дочь Леонида Гайдая и Нины Гребешковой Оксана Худякова со своей дочерью Ольгой — обе работают экономистами в банке
— Очень часто, когда человек уходит, сомнение остается: мол, не пришли, не помогли, равнодушны были... Нет, в нашем случае все как запрограммировано было.
— Свои ощущения, когда уже осознали, что его больше нет, вы помните? Одиночество или что-то еще вас угнетало?
— А он по-прежнему здесь — может, это психика моя ненормальная, но он все время рядом и мне помогает. Мало того, при Лене у меня 60 картин было, а сейчас 86 уже.
— Снимать вас продолжали? Вы востребованы были?
— Постоянно, и самое интересное, что одни и те же режиссеры приглашали — не только Данелия... Три раза у одного, три раза у другого снялась, и сказать, что это благотворительность была, не могу — брали, потому что не подводила. Коля Лебедев в прошлом году про Харламова фильм снимал, а я у него в какой-то картине, название забыла, сразу после Лениной смерти снималась, и он снова меня пригласил. Ну, так вот сложилось — я счастливая очень.
«Я ВСЕГДА НЕКРАСИВОЙ БЫЛА — РОСТ МАЛЕНЬКИЙ, ЕЩЕ ЧЕГО-ТО НЕ ТАК, НУ И ТАЛАНТА ОСОБОГО БОГ ТОЖЕ НЕ ОТПУСТИЛ. Я НЕ ЛЕНЯ — НЕ ТАКОГО ПОЛЕТА: ЕДИНСТВЕННЫЙ МОЙ ТАЛАНТ В ТОМ, ЧТО УДЕРЖАТЬ И ВОСПИТАТЬ СВОЕГО МУЖА СУМЕЛА»
— После смерти Леонида Иовича на вас неприятности свалились — сначала квартиру затопило, потом с дачей что-то случилось...
— Сгорела — вернее, не сгорела, ее сожгли, подожгли...
— Кто?
— Бандиты, молодежь.
— Как ко все этим неурядицам вы отнеслись?
— Ответить, что хорошо? (Смеется). Хорошо! Я просто на суде — их поймали, судили! — спросила: «Ребята, я все понимаю, но зачем? Ну, взяли бы что-то, украли, — там особенно красть-то нечего — сожгли-то зачем?». Молчат...
— Картины Леонида Иовича вы сегодня смотрите?
— Да.
— Вот, предположим, вы дома, пультом щелкаете и вдруг попадаете...
— И сижу, а три картины показывают — все три смотрю.
— Новые ощущения какие-то возникают?
Драматург, сценарист, писатель, профессор ВГИКа Аркадий Инин, Нина Гребешкова и Владимир Этуш на открытии мемориальной доски Леониду Гайдаю в Москве, декабрь 2013 года
— Я моменты выискиваю, где он появляется, даже не выискиваю, а так получается... Это рука Ленина (в «Кавказской пленнице» ногу Никулина чешет. — Д. Г.), это он в «Бриллиантовой руке» пьяного озвучил, которого в милицейский мотоцикл с коляской грузят. Помните: «На его месте должен быть я», а милиционер: «Напьешься — будешь»... Все, что с его непосредственным участием создано, — не всю картину в виду имею, а что-то родное: голос, руку, но он-то сейчас здесь — вот я с вами говорю, а Леня с укоризной на меня смотрит: «Ты разболталась!» (смеется). Он еще говорил: «Простота хуже воровства — выкладывать все нельзя. Ну что ты вся как на ладони?», но никуда не денешься — я такая.
— Я вам очень короткий вопрос задам: Гайдай — гений?
— Я этим словом не бросалась бы...
— А знаете, почему спрашиваю? Потому что многие режиссеры и киноактеры в один голос мне говорили: «Самый гениальный режиссер советского кино — Леонид Гайдай»...
— Чтобы он гением был, мне бы хотелось, и я все для этого делала — мне так кажется, но это слово слишком обязывающее. Одно дело, когда говорят: «Эйнштейн — гений», еще кого-то так называют, и другое — о близком, родном человеке так сказать. Леня очень добрый, домашний был, один, сам с собой, быть любил — приходил, ложился, ноги вот так поджимал... Рядом собака садилась, морду свою на колено ему клала и глазами — а у нее ресницы такие! — моргала, но самое смешное, что, когда я приходила и в кресло садилась, а Леня тут с собакой лежал, она выпрыгивала и ко мне садилась. Он головой качал: «Эх, Ричи, профурсетка — я полтора часа лежал, чтобы тебе хорошо было». Понимаете, собаку ко мне ревновал, а Ричи меня очень любила — садилась и лизала, лизала...
— Дочь ваша чем занимается?
— Оксана — экономист.
— В кино сниматься она не хотела?
— Леня ей сказал: «Способности у тебя есть» — он это видел, знал, а она: «Есть, но всю жизнь у телефона сидеть и приглашений ждать не хочу — я сама за себя решать хочу».
— Скажите, ощущение возраста для женщины, которая всегда быть красивой привыкла, какое?
— Вы ошибаетесь — я всегда некрасивой была, то есть мне казалось, что красивой быть хорошо бы, а тут рост маленький, еще чего-то не так, ну и таланта особого Бог тоже не отпустил... Я не Леня, понимаете? — не такого полета. Ну, способности есть — я это признаю, но так, чтобы Господь меня наградил, — нет... Единственный мой талант в том, что удержать и воспитать своего мужа сумела. Наверное, он ушел бы, но от меня уйти очень трудно, основное, что у меня было: я всегда его — подождите, какое бы слово подобрать? — удивлять умела! То какие-то кнопочки сделаю, то что-то построю, то еще чего-то. Он: «Как? Это ты?». — «Да». — «О, Нинок! Ты молодец!». Он, что я все могу, поражался — даже машину до последнего винтика разбирала и эти штуки, детали, которые там, меняла.
— Бриллиантовые украшения, которые сами себе купили, сегодня вы носите?
— Нет, дочке отдала, подарила, когда она замуж вышла, да они мне и не нужны — я сама бриллиант! (Смеется).
Вот вы о возрасте говорите... Кто-то совсем недавно по телевизору сказал, что тело стареет, а душа молодой остается.
— И это так по глазам, по лицу, по всему видно...
— Да? Вот душа молодая, и я чувствую: я мо-ло-да-я... Пока ноги или руки, или чего-нибудь еще не заболит.
— В заключение нашей беседы давайте всем читателям такими же молодыми быть пожелаем...
С Дмитрием Гордоном. «Леня по-прежнему здесь — может, это психика моя ненормальная, но он все время рядом и мне помогает»
— Нет, это невозможно — все равно возраст есть возраст. Я вот очень переживаю, что что-то забывать начинаю, — у Лени, к примеру, потрясающая память была, он все запоминал...
Бывало, ему скажу: «Леня, вот ты по студии идешь, и такой-то режиссер на тебя бросается — обнимает, целует, в похвалах рассыпается: «Леонид Иович, вы знаете...» — он плохой человек». — «Почему это?» —Леня спрашивает. «Рассказывать я тебе не буду, — отвечаю, — но за глаза он совершенно другое о тебе говорит». — «Да? Ну и пусть». Все! — он поворачивается и уходит. Я ему вслед: «Куда ты пошел? Я тебе что-то серьезное рассказать хочу», а он мне с досадой: «Ты знаешь, я видеть тебя такой не хочу». Это я плохая, потому что о ком-то плохо отозваться хочу — только хочу, еще ничего не сказала! «Ну ладно, — ему говорю, — ты знаешь, так и хочется скандал устроить». Он: «Да? Не надо» — и к себе в кабинет уйдет.
— Хорошая фраза...
— Да, хорошая: он ее раз — и к себе в картину «Иван Васильевич». Наташа Селезнева там мужу, инженеру Тимофееву, говорит: «Как-то даже тянет устроить скандал». Все! — это Нинкино слово.
— Нина Павловна, спасибо вам...
— Слушайте, я чего-то прямо выложилась вся. В человеке ведь что главное? Что не врет, искренний, доброжелательный и порядочный — я никого, по-моему, не охаяла.
— Никого...