Ностальгические мотивы в искусстве, как правило, становятся заметны, когда в обществе что-то не так. Чаще всего это происходит в период активных перемен: старая эстетика, формы и направления отжили свое, а новые еще не устоялись. Лучший выход из кажущегося тупика - вспомнить доброе светлое прошлое. К тому же, как известно, новое - всего лишь хорошо забытое старое.
Понятие "народная песня", а точнее, та, которую знают и любят все - от вахтера до профессора консерватории, - благополучно сменилось определениями "хит" и "шлягер". Наверное, на это существуют свои причины. И тем не менее, по утверждению классика, человек отличается от дикаря памятью о прошлом.
Именно на этой ностальгической волне и возник диск избранной украинской классики "Одна-єдина" в исполнении Иосифа Кобзона и Таисии Повалий, куда вошли народные и авторские образцы украинского песенного жанра, который изначально задумывался как подарок Украине ко Дню Независимости.
Сейчас, когда разговоры о воспитании национального самосознания и возрождении культуры набили оскомину, поскольку слов, как обычно, гораздо больше, чем осмысленных поступков, несколько человек собрались и в довольно сжатые сроки сделали дело. О достоинствах и недостатках этого, по сути, беспрецедентного проекта можно и нужно говорить, но главное, что он состоялся.
«МНЕ ОЧЕНЬ БЛИЗКА ТРАДИЦИЯ ЗАСТОЛЬНОГО ПЕНИЯ»
- Иосиф Давыдович, у кого появилась дать песенный дуэт Кобзон-Повалий?
- Идея родилась у Дмитрия Гордона. Именно он главный идеолог проекта, а мы с Таей лишь вдохновенные исполнители. Хотя это не первый наш с ней совместный опыт. Когда-то Повалий обратилась ко мне с просьбой взять для своего исполнения мою "Пісню про матір". Я ей, конечно же, не отказал, а позже, когда мы встретились в передаче "Ми діти твої, Україно", то попробовали спеть дуэтом.
Когда Дима услышал, как мы вместе поем, у него и возникла мысль сделать с нашим участием масштабный проект. С самого начала инициатива исходила от него, а я только время от времени вносил свои коррективы.
- В чем они заключались?
- В основном это касалось тех или иных песен, которые мне бы хотелось исполнить. Мы решили отбирать для альбома лишь так называемые массовые песни, которые постепенно забывают как в Украине, так и в России...
- Что вы подразумеваете под массовой песней?
- Те, которые поются за столом, на кухне, на улице...
- "Розпрягайте, хлопці, коней!"?
- "Іванко", "Черемшина", "Місяць на небі", "Очі волошкові"... Я много бывал в украинской провинции, и традиция застольного пения мне очень близка. Ведь если люди поют, значит, им хорошо. Раньше идешь по городу, а из открытых окон доносится нестройное пение. Сейчас, к сожалению, такого уже практически не услышишь...
- Люди испортились?
- Да как-то нынче всем стало не до пения - слишком много появилось других забот. К тому же таких замечательных песен, которые писались когда-то, уже почему-то не пишут.
- Тех, которые могли бы стать застольными?
- Не понимайте этот термин буквально. Под "застольной" я подразумеваю песню, которую любят все. Она должна отражать внутреннее состояние человека. И тут уже не важно, какая она - патриотическая, лирическая или лирико-патриотическая... На записи в студии у меня не раз возникало трепетное и досадное чувство: "Господи, ну почему же мы их не поем, почему забыли?!".
Кстати, когда речь идет о народных песнях, мне бы хотелось напомнить, что у многих из них есть реальные, а подчас даже еще живые авторы. Просто люди не всегда знают, что песни, которые они поют всю жизнь, кто-то когда-то сел и написал. Это становится уже несущественным. Я думаю, что "Два кольори", "Гей, наливайте!", "Калина красная", "На тот большак, на перекресток..." по степени любви к ним вполне могут считаться народными.
- У каждого поколения свои музыкальные предпочтения. На какую аудиторию рассчитан ваш альбом?
- Не хочу показаться самоуверенным и утверждать, что проект Гордона найдет отклик в сердцах молодежи. Думаю, что диск ориентирован на людей среднего возраста, которые еще не успели эти песни как следует забыть. А возможно, уже через них каким-то образом удастся заинтересовать тех, кто помоложе. Неоднократно бывая в обществе молодых и юных, я сталкивался с тем, что они не просто многого не знают, но и не хотят знать. При этом часто наблюдал, что, когда волею случая им все-таки приходится услышать какие-либо песни прошлых лет, они не могут скрыть своего удивления: "Надо же, а ведь хорошая песня...". На мой взгляд, очень важно попытаться обратить их в эту веру, и лучше всего это делать ненавязчивым языком искусства, а не методами пропаганды, политики или идеологии.
«Я НЕ БАЛАКАЮ УКРАЇНСЬКОЮ МОВОЮ, А РОЗМОВЛЯЮ»
- На диске "Одна-єдина" - 21 песня. Это случайная цифра?
- Абсолютно случайная. Вначале их было 12, потом 15, 18, 20. После чего мы добавили последнюю - "Думи мої, думи". Чего Шевченко-то забывать с его замечательной философией, не говоря уже о стихах?..
- В альбом вошли лучшие народные и авторские песни, но на самом деле хороших песен гораздо больше. Кто отбирал репертуар и как это происходило?
- Мне не хочется, чтобы нашу работу воспринимали как фундаментальную, тем более что не все в ней совершенно. Все-таки мы очень хотели успеть к 24 августа и поэтому спешили. "Одна-єдина" - прежде всего эксперимент и спонтанный проект. Мы не задавались целью создать антологию украинской классики. Репертуар строился с учетом пожеланий каждого в процессе коллективных обсуждений, причем происходило это совершенно безболезненно. Сидим, например, с Димой Гордоном, обедаем, и вдруг он говорит: "А давайте еще и эту песню запишем...".
- Вы - российский исполнитель. Сложности в связи с украиноязычным проектом возникали?
- Я русский еврей украинского происхождения, который впитал украинскую культуру, музыку и поэзию с детства. Очень горжусь тем, что, живя в России, не забыл украинский литературный язык: "я не балакаю українською мовою, а розмовляю...".
Сейчас стало модно говорить, что степень развитости общества измеряется его религиозностью. Это очень примитивный подход. Истинная духовность всегда зиждилась на искусстве, создавалась им и питалась, и язык играет чуть ли не основную роль. Будет язык - будет и культура.
- Ваша работа, кроме духовного, имеет еще и политический аспект...
- Сейчас проходит Год Украины в России, и мы надеемся, что совместный альбом российского исполнителя и украинской певицы станет в каком-то смысле итоговым моментом в культуре двух близких государств, у которых настолько крепко сросшиеся корни, что разъединить их невозможно.
- Вы не задумывались над тем, как прореагирует на вашу работу тот незначительный, но все-таки существующий слой национал-патриотов?
- Они меня не интересуют! Эта ничтожная как по своей идеологии, так и по количеству горстка никакого отношения к искусству не имеет и иметь не может. Вообще, мы чересчур много уделяем им внимания. Я уверен, что в массе наше общество выглядит более здоровым, чем порой принято преподносить.
- Каким вы видите будущее проекта?
- Мы собираемся с Таей совершить тур по Украине. Надеюсь, что будем выступать и в России. Может, запишем новые песни... В любом случае, мне кажется, будущее у проекта существует. Главное, что мы с Таисией проложили дорогу, по которой могут пойти и другие исполнители. Причем как украинские, так и российские, в том числе молодые. Почему обязательно Кобзон должен петь с Повалий? Пусть Коля Гнатюк споет с Ани Лорак. Если наша работа создаст резонанс, это и будет лучший показатель того, что она удалась.
- После украинского диска не возникала мысль у кого-либо из участников проекта записать в этом же составе альбом с русскими народными песнями?
- Вы несколько опережаете события, хотя спасибо, что напоминаете. Мысль возникала, но говорить о продолжении проекта пока рано. Следующий год будет Годом России в Украине, и вполне возможно, что к этому событию мы приурочим очередную работу. Постараемся оправдать ваши надежды.
«ТАЯ - СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
- Как вам работалось с Таисией Повалий?
- Я не застал Таю в начале ее творческого пути, но знаю, что она исполняла и джаз, и романсы, и классику, и эстраду... То, что Повалий не боится экспериментировать, свидетельствует лишь о ее многогранности. Она действительно талантливая певица, красивая женщина, очень милый и приятный собеседник. У меня была возможность познакомиться с ней поближе, поскольку два месяца мы находились вместе в гастрольной поездке, жили в одной гостинице... В жизни она совершенно не выпячивает себя. Другое дело - сцена, где Тая моментально преображается. Кроме того, мне очень нравится, что она сентиментальна. Я вообще очень люблю сентиментальных людей, тех, кто способен всплакнуть не к месту и не ко времени...
- Ну всплакнуть умеет каждая женщина - святое дело!
- Ничего подобного! Это достаточно редкая в наши дни особенность натуры - пролить слезу не от горя, а просто от переполнения чувств. У поэта Леонида Завальнюка есть замечательные строки:
И часто плачем мы невольно,
Когда дожди стучат в окно...
- "Не потому, что сердцу больно, а потому, что есть оно...". Вы часто плачете от избытка чувств?
- Сидим иногда с женой перед телевизором и, как два дурака, заливаемся слезами со страшной силой. В основном когда показывают старые фильмы или из разряда так называемых индийских... Я вообще считаю, что сентиментальность и душевность очень прочно связаны с духовностью.
- Тая, очевидно, после выхода диска ваш рейтинг среди украинских исполнителей поднимется...
- "Одна-єдина" - веха в моей жизни, и я бесконечно благодарна всем, без кого этот альбом не состоялся бы. Я отдаю себе отчет, что проделанная работа была для меня гораздо важнее, нежели для Кобзона, и счастлива, что смогла обратить на себя внимание таким неожиданным для моих поклонников образом. Уверена, что проект не пройдет незамеченным и обязательно найдет своего слушателя.
Прекрасно понимаю, что на моем месте могла оказаться, причем вполне заслуженно, другая певица. Просто повезло, что на этот раз выбор пал на меня - так счастливо сложились обстоятельства. Мне чрезвычайно легко работалось с Иосифом Давыдовичем, мы замечательно понимали друг друга, не говоря о том, что общение с исполнителями такого уровня, как Кобзон, - серьезная школа.