СМИ о Гордоне
Тамару Гвердцители и Дмитрия Гордона согревали коньяк и любовь. К искусству...




- Это была катастрофа! В таком экстриме мне работать еще никогда не приходилось! - признался известный киевский клипмейкер Максим Паперник, завершив съемки клипа на песню "Скрипка грає". Лирический дуэт грузинской певицы Тамары Гвердцители и украинского журналиста Дмитрия Гордона придерживается того же мнения, но добавляет: "Искусство таких жертв стоит".

А ведь когда в первую октябрьскую субботу съемочная группа оккупировала подступы к знаменитому киевскому Мостику влюбленных, ничто не предвещало осложнений. Погода стояла изумительная, вокруг - красота неописуемая. Все как в песне:

Вже догорає небокрай
І злітає жовтий лист.
Моя печаль...
Вже йдуть від неба до землі,
Йдуть дощі, як скрипалі,
У синю даль...

Точно к назначенному сроку прибыли две пожарные машины, призванные по ходу съемок имитировать дождь. Был доставлен ветродуй - эдакое хитрое устройство с турбиной от самолета, что заменяет кинематографистам ветер. Своего часа ждали 50 мешков со старательно высушенными листьями, которые должны парить и кружить... В 11 часов Макс Паперник торжественно разбил тарелку с написанным на ней названием будущего клипа - на счастье. Ну, с Богом!

ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ

Каждый, кто хоть однажды слышал Тамару Гвердцители, забыть ее удивительный голос уже не в силах. А еще, по словам ее партнера Дмитрия Гордона, человек она очень хороший, что еще большая редкость. Несмотря на свой звездный статус, певица не капризничала, безропотно подчиняясь режиссеру... До поры до времени.

Паперник подвел Тамару к мостику, по которому сновали велосипедисты и пешеходы, и в двух словах объяснил, что ей нужно всего-навсего перейти на другую сторону. И тут лирическая героиня изменилась в лице: "Мне? Туда? Боже!". С ужасом она смотрела на дощатый настил, в котором зияли внушительные щели. Какое перейти? Тамара не могла и шагу сделать. Едва ступив на мостик, она тут же вцеплялась в перила: "Мне плохо! Кружится голова!".

Панический страх высоты появился у нее 11 сентября прошлого года, которое застало певицу в Нью-Йорке. В общем, по словам режиссера, это была катастрофа! Съемки пришлось прервать. Час понадобился Максиму и мужу Тамары Сергею, чтобы буквально под руки ввести исполнительницу главной роли на Мостик влюбленных... Дубль! Второй... Снято! Видели бы вы, как сияли ее глаза, когда это испытание было позади. "У нас с киевлянами один темперамент", - говорила потом Тамара.

Вот только насладиться победой съемочная группа не успела. Тучи, которыми затянуло все небо, вдруг прорвало. Дождь стоял стеной. Какая панорама Киева, какие днепровские кручи и что там еще планировалось отснять?! Все заволокло белой пеленой. Мокли так и не пригодившиеся пожарные, мокли припасенные листья... Съемки пришлось отменить по погодным условиям.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

Главному редактору еженедельника "Бульвар" Дмитрию Гордону сниматься в клипе не впервой. Но на этот раз задача перед дуэтом стояла непростая: не рассказать связный сюжет, историю, а передать состояние, создать настроение, отвечающие песне.

Все на нюансах, взглядах, все в рапиде - при замедленном воспроизведении... Изобразительные средства минимальны: перед камерой были только Он, Она и Осень.

Вже у полоні хмарних днів,
Наче музика без слів,
Моя любов...

Если первый съемочный день потребовал жертв только от Тамары, то второй призвал к подвигу уже всех. Нет-нет, на сей раз обошлось без дождя. И пейзаж в ботаническом саду, куда перенесли съемки, был великолепен, и листья кружились как надо. Вот только температура опустилась почти до нуля. Золотая осень больше смахивала на бесснежную зиму.

Культовый московский оператор Марат Адельшин окинул всю эту красоту взглядом, поежился и сообщил, что в такой холод нормальные люди снимают в павильоне, а на натуре - только фанатики или садисты, которые хотят всех заморозить. Кстати, ему, снимавшему клипы и для Пугачевой, и для Земфиры, и для множества других звезд российской эстрады, верить можно.

Продрогшие до костей джентльмены уступили вагончик, где можно было еле оттаять, даме, а сами отогревались коньяком "Хеннесси" и анекдотами. Пожалуй, возле импровизированной "полевой кухни", где киношников угощали шашлыками и кофе по-арабски, доставленными из соседнего ресторана, было куда многолюднее, чем возле камеры. Испытанные народные средства заметно поднимали общее настроение, но, если честно, не температуру.

Это стало очевидно, когда по настоянию режиссера Дмитрий (Ильич) простер руку вперед (как это прежде делал, стоя на постаментах, другой Ильич). Лирическому герою так и не удалось ни с первой, ни со второй попытки распрямить закоченевшие пальцы. Скрюченные от холода, они куда органичнее выглядели бы не в лав стори, а в фильме ужасов. И теперь, вздыхает он, ничего другого не остается, как надеяться на волшебную силу искусства: авось в кадре этот изъян выйдет незаметным.

Разумеется, свою обожаемую партнершу Дмитрий Гордон не стал обрекать на такие муки. Поэтому заказал для нее в одном из киевских бутиков шарф - огромный и теплый. Лирическая героиня так роскошно в нем смотрелась, что любящий муж тут же начал зондировать почву: а нельзя ли выкупить этот реквизит? После чего шарф от кутюр был подарен Тамаре на память о съемках и теперь согревает певицу в стылой Москве.

Благодаря такой нежной заботе она не простудилась. Я смогла лично убедиться, что ее волшебный голос ничуть не пострадал, когда спросила: не сложно ли было работать с партнером-журналистом? Все-таки главный редактор "Бульвара" в кино скорее любитель, чем профи.

- Главное - он личность! - темпераментно воскликнула Тамара. - А интеллект и музыкальность для успеха несравненно важнее, чем набор расхожих актерских штампов.

Слышали бы вы, как мелодично она это сказала!

АВТОР

Вы уже догадались, что Тамара и Дмитрий отлично спелись. Да и как иначе, если на каждого исполнителя в этом дуэте - уникальный случай для нашей эстрады! - приходится по полновесному консерваторскому образованию (правда, у Гордона нет ни одного, зато у Гвердцители их два). Неудивительно, что песня "Скрипка грає", написанная Игорем Покладом и Юрием Рыбчинским, в их исполнении зазвучала совершенно по-новому.

Да и могло ли быть иначе, если Тамара авторитетно назвала ее "красивейшей щемящей и пронзительной" и по-грузински велеречиво сравнила с "бриллиантом в россыпи шедевров"!

- Это одна из моих самых любимых песен. Родилась "Скрипка" в 1980-м, то есть ей исполнилось 22 года. Она уже большая девочка, замуж пора, - смеется Юрий Рыбчинский.

Побывав в студии на записи, поэт, похоже, остался вполне удовлетворен тем, что с его "девочкой" сделали такие многоопытные мужи, как аранжировщик Юрий Шепета и саунд-продюсер Владимир Бебешко.

Мэтр особо отметил, что, хотя по-русски Гвердцители говорит все-таки с небольшим акцентом, по-украински она поет просто исключительно. А Дмитрию Гордону он настоятельно советует не останавливаться на достигнутом и надеется: если продолжение последует, очередная песня тоже будет на его стихи. "Нет, не надеюсь, - поправил он. - Я в этом уверен!".

ПОКЛОННИКИ

Их хватало и на съемочной площадке, и за ее пределами. Завидев знакомые лица, киевляне забывали, куда шли, и надолго примерзали к месту. Но самым преданным из поклонников был, разумеется, муж Тамары - известный московский кардиохирург, доктор медицинских наук Сергей Амбатьелло.

Сергею так понравилась песня "Скрипка грає", что теперь он постоянно слушает ее в машине. И в съемке клипа принял самое живое участие. Причем не только завлекая жену сладкими речами на злополучный Мостик влюбленных. Хотя Сергей Георгиевич в своей жизни иголку держал, только сшивая сосуды, именно он помог смастерить наряд для лирической героини. Видя страдания известного московского дизайнера Андриановой, ломавшей голову над Тамариным образом, хирург посоветовал украсить ее пальто воротником-стойкой из черного велюра. Андрианова приложила к драпу кусочек бархата и с удивлением признала: да, это та изюминка, которой пальто не хватало...

Между прочим, Сергею очень понравился теплый прием в Украине. Организаторам он заявил, что если понадобится, охотно приедет еще на один уик-энд. И вообще, отныне готов проводить в Киеве все выходные.

РЕЖИССЕР

Макс Паперник - тот самый фанатик (или садист?), который окрестил будущий клип "новеллической зарисовкой" (!) и с ходу отверг павильонную съемку. По его мнению, только натура способна передать на должном уровне настроение песни. "Тамара, на площадку!" - командовал он, слыша в ответ жалобное: "Можно я еще пять минуточек погреюсь?..". самого режиссера мороз почему-то не брал.

- Что вас согревало? - поинтересовалась я.

- На самом деле замерз смертельно, - раскололся Паперник. - Через шесть часов (а съемка длилась с 12.00 до 19.00) мне казалось, что я вот-вот упаду и умру. Но работа шла так сложно, что не оставалось ничего другого, как собрать все силы и не подавать виду...

По словам Макса, до сих пор ему не доводилось испытывать такого экстрима. Ему еще никогда не приходилось прерывать работу в разгар съемочного дня, и уж тем более он не снимал один клип в четыре руки. Дело в том, что известный киевский оператор Алексей Степанов, отработав первый день, на второй вырваться не смог - у него в разгаре съемки новогоднего проекта "Золушка". И киевлянина сменил его московский коллега.

- Вот и хорошо, что каждый оператор создал свое настроение, свою картинку. Два разных почерка, два взгляда пойдут клипу на пользу, - не скрывает удовлетворения режиссер.

Он еще не видел отснятый материал, отправленный в Прагу на проявку, но настроен весьма оптимистично. "У нас есть верная примета: если работа идет со скрипом, если трудности подстерегают на каждом шагу, результат будет впечатляющим".

Что ж, поживем - увидим.

 






21.10.2002, Татьяна Никуленко, «Бульвар»



Полный адрес материала :
http://gordon.com.ua/smi/416fa72523983/