Смотрите авторскую программу Дмитрия Гордона30 октября-5 ноябряЦентральный каналАнатолий КОЧЕРГА: 4 ноября (I часть) и 5 ноября (II часть) в 16.40
| | |
15 апреля 2004
Игорь ГУБЕРМАН: "Мат - это, перефразируя Маркса, вздох угнетенной твари" Яд в гомеопатических дозах продлевает молодость и укрепляет потенцию, особенно творческую.
В этом снова и снова убеждаешься, глядя на несравненного Игоря Губермана. Так и хочется ущипнуть себя за ухо: и этому жизнерадостному шутнику и матерщиннику уже 67? Право же, его "Пожилые записки" и рьяно пополняемая глава "О старости и смерти" кажутся не более чем кокетством успешного поэта.
Тяжелое советское прошлое, в котором он успел побывать машинистом электропоезда, отказником, зеком, литературным негром и бомжом, не оставило на нем свое тавро. Как, впрочем, и израильское настоящее. Губерман остер на язык, игрив и галантен с дамами, на зависть плодовит и чадолюбив. Все нажитое поэт разделил по справедливости: прославленную фамилию отдал дочери и сыну, а имя, которым его называли многочисленные друзья, - своим стишкам. Теперь гарики (изобретенный им жанр фривольной городской частушки) скрашивают жизнь бывшим и нынешним соотечественникам автора.
Кстати, написанные им строчки, как поэтические, так и прозаические, кроме яда, содержат и другие целебные компоненты: юмор и сатиру, оптимизм и эротизм, переходящий в удалое похабство. Их можно принимать вместе и вместо, до еды и после... Настоятельно рекомендую.
"Я скупщик краденного, на фене - барыга"
- Признаюсь, Игорь Миронович: я ваш преданный поклонник и давно зачитываюсь вашими биографическими книжками и гариками. Впрочем, как и масса людей на территории СНГ и повсюду, где есть эмигранты из бывшего Советского Союза. А поскольку, как заметил в прошлом столетии Евгений Евтушенко, поэт в России больше, чем поэт, у меня к вам накопилась уйма вопросов. Я даже растерялся: с какого начать?
- Пока вы думаете, я вас немножко перебью. Вы только что процитировали слова, на мой взгляд, чудовищно неверные, а по отношению к поэзии - преступные. Евтушенко сказал херню собачью, а ее подхватили: очень уж красивая фраза. Как только поэт становится больше, чем поэтом, он тут же оказывается преступником, слугой какой-нибудь идеологии. Так было, например, с Маяковским или с... Ну, не буду перечислять... Поэт не должен быть больше... Там, где его привлекают или он сам вовлекается в некое служение, он прекращает быть поэтом. Поэтому я хотел бы сразу от этой формулы откреститься. Я не больше...
- Скажите, а поэт может быть поэтом, не сосуществуя с властью, не входя с ней в некий контакт?
- Более того, он должен уклоняться от этого контакта. Назову святое имя Пушкина. Весь его флирт с властью печально заканчивался. Там, где он хорошо к ней относился, где разделял державную идеологию, получались позорные для Александра Сергеевича стихи - как всем известное "Клеветникам России". А там, где он оставался поэтом, рождались шедевры. И так было всегда. Блок - один из ярчайших тому примеров.
- Читая ваши автобиографические книги, я поражался двум вещам: тому, сколько вам пришлось испытать в жизни, и тому, что вы при этом остались оптимистом, человеком фонтанирующего, искрящегося юмора. Как, кстати, вам удалось не впасть в черную мизантропию?
- Знаете, жизнь начинаешь ценить после больницы. Очевидно, после смерти - я еще ни у кого об этом не спрашивал, но догадываюсь. После тюрьмы, естественно. Я знал прекрасных людей, которые изумительно вели себя в лагере. Причем не в тех зонах, в которые упекли меня (я отбывал срок в легких, это была увеселительная прогулка), а там, где гноили наших отцов и дедов за приверженность идеологии. Я сразу вспомнил Льва Эммануиловича Разгона, который отсидел в общей сложности 17 лет. Это был человек немыслимой веселости. Немыслимой!
- Прежде чем с вами встретиться, я добросовестно прочитал вашу биографию. В ней что ни оборот, то юмор. Если вы, конечно, не против, я буду ее цитировать и, отталкиваясь от этих цитат, задавать вопросы...
- Дима, чувствуйте себя как дома!
- Спасибо! Вот вы пишете: "С радостью хочу начать с того, что я коренной москвич, 65 лет тому назад (автобиографии уже два года. - Д. Г.) родившийся в Харькове. Думаю, мама увезла меня туда рожаться, чтобы, не тревожа папу, сделать мне обрезание. Поскольку ровно на восьмой день я уже вернулся в Москву с отрезанным - как шутили впоследствии - путем в аспирантуру". Первый младенческий крик в Харькове - это единственное, что вас связывает с Украиной, или есть и другие точки соприкосновения?
- Их масса, этих точек. В разные годы у меня много друзей бывало и сейчас есть в Киеве, Одессе и Харькове. Благодаря им приезжать в Украину всегда огромное счастье.
В частности, всеми моими гастролями, разъездами, изданием книг здесь полностью распоряжается мой друг Семен Рубчинский. Это очень уважаемый в Киеве человек, заслуженный деятель культуры, организатор международных фестивалей авторской песни. Недавно он выпустил мой диск. Первый! Раньше у меня дисков не было.
- Вы заговорили о лагере. Когда я читал ваши "Прогулки вокруг барака", больше всего меня поразили детали: острые, точные, передающие все до цвета, до звука, до запаха. Вы вели в зоне дневник?
- В общем, это и есть дневник. Там я подружился с двумя-тремя блатными, которые познакомили меня с врачом - тоже зеком - из санчасти. Ближе к ночи, когда все начальство уходило, меня туда запускали и в каком-то пыльном кабинете или кладовой я записывал свои дневные ощущения. Все эти записи вынес на свободу вольнонаемный врач-хирург. К сожалению, мне его не удалось потом найти, хотя я этого замечательного человека очень искал.
Записи я чуть обработал в ссылке и пустил в печать.
"Девять из десяти, сидевших в советских лагерях, достойны были максимум порки при домоуправлении"
- А как вы угодили за решетку? Насколько я знаю, вы шли не по политической статье, но посадили вас за политику...
- Я уголовник, и совершенно замечательной масти. Скупщик краденного, на фене - барыга. Эту профессию не уважают даже воры: барыг в лагере всячески унижают и бьют.
- Вы действительно скупали краденное?
- Бог с вами! Это был 78-79-й год, и советской власти так надоело (или стало перед кем-то неудобно) сажать столько народу по статье 70-й и 190-й, что появилось обилие уголовных дел - подтасованных, подсунутых. Я даже когда-то хотел организовать в Израиле общество евреев-уголовников, которые тоже на самом деле отбывали срок за политику: за преподавание иврита, за хранение антисоветской литературы, за массу других вещей...
У меня есть два товарища, которые сидели за хранение наркотиков. Впервые в жизни они увидели это зелье на обыске, когда его торжественно вынули при понятых (естественно, предварительно принеся). Один из них - кстати, очень известный человек, питерский профессор-пушкинист, филолог Константин Азадовский, - вернувшись, даже нашел людей, которые подсунули ему наркотики, и добился, чтобы против них возбудили дело.
А подробностей своего дела я, батенька, рассказывать не буду, потому что описал их в двух книгах. Да и скучно, глупо об этом повествовать.
- Тем не менее вы собирали иконы?
- Не только иконы, но и темперную, масляную живопись, скульптуры. У меня была огромная коллекция, но при аресте ее конфисковали... Буквально через шесть лет после этого рухнула советская власть, представляете? Нет, у евреев нельзя отнимать их имущество! (Смеется).
На самом деле меня посадили за сотрудничество с подпольным журналом "Евреи в СССР" и за отказ оговорить его главного редактора и моего друга Виктора Браиловского.
- От вас требовали на него компромат?
- Совершенно верно. Мне прямо сказали: "Либо ты даешь на него показания, либо садишься сам". Что бы вы выбрали?
- И вы отказались сдать друга?
- А куда же мне было деваться?
- Какое у вас было ощущение, когда вы впервые оказались в местах не столь отдаленных и переступили... нет, не порог - грань между свободой и несвободой?..
- Видите ли, миленький, я хотел поговорить с вами на гораздо более широкие темы. И не только потому, что написали свои воспоминания замечательные лагерники... Что ворошить давние времена? Думаю, там ничего особенного не было. Сейчас вокруг такие бурные перемены, что, может быть, лучше сосредоточиться на современности?
- Вам меньше всего хочется говорить о прошлом?
- Ради Бога! Я готов час или два - сколько у вас хватит терпения! - рассказывать, потому что, как все люди, которые сидели мало, легко и весело, я обожаю болтать. Но это глупо и неинтересно.
- Поразительно! Я еще ни от кого не слышал признания, что он сидел легко и весело! Все говорят, как было тяжело, какие в зоне ужасы, страхи...
- Если речь о старых сталинских лагерях, они правы. Если же человек рассуждает о тяжести немыслимой и неимоверной, убивающей силы и саму жизнь в советских зонах поздних 60-х и 70-х годов...
- Это не так?
-...я начинаю смотреть на него с подозрением, потому что знаю, какие были условия. Не было голода, не было непосильного труда, лагеря перестали быть истребительными. Ну тяжело. Ну подголадываешь, сидишь с жуткими животными, но те, кто тебя охраняет и занимается твоим политвоспитанием, еще большие животные. Многие из них, кстати, и сегодня при власти. Можете составить мнение о характере людей, которые нас охраняли.
- Среди сидевших с вами вы встречали много достойных людей?
- Если вы объясните мне смысл слова "достойный" и мы придем к общей точке зрения, я вам на этот вопрос отвечу.
- На мой взгляд, оно в толковании не нуждается...
- Тем не менее Жириновский, Ле Пен, Путин и мои друзья вкладывают в слово "достойный" иногда совершенно полярное значение.
Так вот, с точки зрения моих друзей, девять из десяти сидевших в советских лагерях - подозреваю, что сейчас так же, - достойны были максимум порки при домоуправлении. Раньше практиковались торговые казни: привязывали человека к позорному столбу и наносили два демонстративных удара плетьми. 90 процентов сидевших большего не заслуживали, но вышли они преступниками. Я думаю, многие мафиозные структуры и сопутствующий им криминал (вы знаете, о чем я говорю) своим появлением обязаны советской власти: она таких людей вырастила. Достойные тоже были, но очень мало. Я же сидел в уголовном лагере.
"За Россию больно все время, страшно почти все время, а стыдно очень часто"
- Когда в Союзе началась перестройка, казалось бы, наступило время развернуться. Но вы уехали. Причем не в Соединенные Штаты Америки, как большинство. Почему вы предпочли Израиль, где было и не спокойно и не так, наверное, обеспеченно, как в США?
- У нас в семье на этот счет даже дебатов не было. Мы уезжали в 1988 году, но заявление подали еще в 78-м, и если бы в 79-м меня не посадили, все равно уехали бы в Израиль. Не то что меня тянуло на родину предков - это не был сионистский порыв. Я никакой не сионист, о еврействе, как выяснилось по приезде, имел слабое представление. Мы с женой полагали, что еврею русского разлива душевно можно выжить только в России или в Израиле, и оказались абсолютно правы.
За последние 15 лет я объездил все страны, где обосновались выходцы из России - и не только евреи... Например, в Германии живут два с половиной миллиона советских немцев: из Казахстана, Сибири, Поволжья. Огромное количество - уже десятки тысяч коренных россиян рассыпаны по всему миру, и разговоры с ними - в Америке, Австралии и так далее - еще больше убедили меня: жить можно только в Израиле.
- Вам разве не страшно обитать в воюющей стране?
- Знаете, у скотоводов Сибири есть замечательная пословица, еще до Мичурина возникшая: "Человек не скотина, ко всему привыкает". С одной стороны, у нас, конечно, страшно. Особенно когда ты, например, узнаешь, что взорван автобус того маршрута, которым на работу ехала твоя дочь. Просто они со смертником разминулись на 15 минут. Когда происходит взрыв, мы с друзьями - это компания человек в 30-50 - перезваниваемся: узнать, как, что. Но полны рестораны, кафе. По улицам гуляет куда больше людей, чем в российских и украинских городах. Благо у нас тепло.
Поверьте, все нормально живут, хотя то, что происходит вокруг, ужасно. Я знаю, о чем вы хотите меня спросить, и, с вашего позволения, продолжу. Вы наверняка рассчитываете услышать в ответ на вопрос: "Кончится ли это когда-нибудь?" - что-то оптимистическое. А я скажу: не кончится! Будет еще тяжелее.
Ни в коем случае не хочу оскорблять мусульманскую религию, но тот нарыв на исламе, который зовется терроризмом, стремительно ползет по миру. 11 сентября 2001 года это, наконец, поняла Америка. Думаю, сейчас это начинает в полной мере осознавать и Испания. К сожалению, Господь Бог наслал слепоту на такие страны, как Франция. Отчасти из страха перед собственным арабским населением, которое все увеличивается и увеличивается, отчасти из-за пакостности левого сознания, всегда присущего Франции, она сегодня занимает по отношению к Израилю подлую позицию.
Все однажды спохватятся. Не хочу быть черным пророком, но я говорю и от имени своих высоколобых и осведомленных друзей, с которыми пью водку. Все они убеждены, что ХХI век пройдет под знаком борьбы и даже войны с нарывом на исламе.
...Я нашел для него название. Может, из-за того и болтлив, что мне захотелось его озвучить. Уже два года я называю это зеленой чумой. Так происходящее легче опознать, сопоставить с красной чумой и с коричневой, которые уже были. Господь Бог придумал в ХХI веке зеленую чуму, и эта жуткая штука у нас в Израиле особенно видна. Ну что ж, мы, бедные евреи, опять оказались, так сказать, в авангарде борьбы. Я даже стишок сочинил:
Вся история нам говорит, Что Господь неустанно творит. Каждый век появляется гнида Неизвестного ранее вида. Так вот, сейчас она налицо.
- Одни говорят: родина там, где ты родился и вырос, другие считают: она там, где тебе хорошо, третьи твердят об исторической родине. А что вы на этот счет скажете?
- Я очень не люблю высоких слов, потому что почти все они были скомпрометированы комсомольскими и партийными грифами-страусами (скорее даже грифами-гиенами) за время советской власти. Поэтому меня коробит от слова "патриотизм", от когда-то любимого слова "романтика". Обратите внимание: хорошие люди слово "родина" стесняются употреблять из-за врожденной деликатности, а вот подонки треплют его сплошь и рядом. Поэтому мне этот разговор трудно поддерживать.
Про себя я могу сказать - по ощущениям, - что у меня родины две: Израиль и Россия. Моя душа, не разрываясь, привязана к обеим этим странам, и от этого очень тяжело. За Россию то страшно, то больно. Больно все время, страшно почти все время, а стыдно очень часто.
- Уже 16 лет вы живете в Израиле, но периодически приезжаете и в Россию, и в Украину...
- Очень часто!
- Как вы себя здесь чувствуете?
- Как дома, абсолютно! Мне везде хорошо. Сейчас поеду в сибирские города и думаю об этом с наслаждением. Когда я говорю "Россия", имею в виду общее пространство бывшей советской империи. Я не разделяю ее и даже Губерману пришили скупку краденного, хотя на самом деле он был политзаключенным | не знаю, как отношусь к этому разделению. Для меня Украина - такая же Россия, просто в старом понимании.
"Благодаря тюремной клетке в России дружбы очень крепки"
- Когда в Израиле вы общаетесь со своими друзьями, наверняка многие сетуют на какую-то тоску по родине, ностальгию. Она и впрямь существует или, на ваш взгляд, придумана?
- Придумана, придумана. Те, кто сегодня на нее жалуются, на самом деле плачутся на то, что молодость прошла и силы иссякли, вожделение слабее, не все получилось. Ностальгию - эту русскую, чудовищную, мучающую тоску - придумали люди, которые уезжали из совершенно другой страны. Из России дореволюционной, цветущей, прекрасной, свободной...
- Вы уверены, что она была цветущей?
- Да, да! Если вы мне не верите, посмотрите "Россию, которую мы потеряли" Говорухина. Или еще что-нибудь. Все-таки я думаю, что цветущей. Насколько может быть цветущей Россия.
Во всяком случае, страной чрезвычайной перспективы, с немыслимым количеством талантливых людей, которых убили почти всех. Уцелели лишь те, кто уехал. Обратите внимание: отсюда бежали миллиона три не худших представителей, а после этого советская власть планомерно истребила все дворянство. Уничтожили почти всю аристократию, духовенство, лучшую часть крестьянства. Все, что шевелилось...
- ...прорастало...
-...чуть-чуть поднималось над средним уровнем, выкорчевывали. Уехавшие из той, прежней России действительно страдали ностальгией, и было по чему. А мы уезжали из страны, где сожалеть можно было только о добрых соседях по коммунальной квартире или там, я не знаю, по лужайкам. По друзьям, безусловно, потому что "благодаря тюремной клетке в России дружбы очень крепки".
- Вы говорите о том, сколько хороших, умных людей было убито, расстреляно. А вам не кажется, что у этой земли такая судьба: рожать гениев и удивлять мир талантами, которым ничего другого не останется, как отсюда уезжать?
- Да, это так. Увы... И все равно новые гении появятся, потому что тут невероятно одаренный народ, вот прямо все подряд. Я даже не разделяю по национальностям: русский, татарин, еврей. А будут ли они уезжать, зависит от страны. Талантливые люди эмигрируют не из-за колбасы, которая где-то лучшего качества или проще достается.
- А почему?
- Чтобы воплотиться, утолить тот зуд, жар душевный, который идет параллельно с призванием. И неважно, какое призвание человек ощущает, математик он или инженер-изобретатель: он хочет сбыться. Пока ситуация не изменится, будут уезжать, но следует надеяться на лучшие времена, которые наступят и в России. Когда это будет, я не знаю, но точно не при моем и не при вашем поколении. И даже не при поколении ваших детей.
- Оптимистично!
- Нет, смотрите. В Библии есть совершенно замечательный пример. Моисей, выводя евреев из египетского рабства, 40 лет водил народ по пустыне. А вы знаете, почему?
- Чтобы умер последний родившийся в рабстве человек...
- И в этом глубокий смысл. А сколько осталось пути, я не хочу гадать...
- Сегодня несколько тысяч жителей Израиля, бывших киевлян, вернулись в родной город. Они купили квартиры, живут здесь и, когда их спрашивают: "Почему?", отвечают: "Мы уехали от нестабильности, от постоянной тревоги. В Украине же теперь хорошо". Вы никогда не задумывались над тем, чтобы вернуться в Россию, которую вы потеряли?
- Нет! Никогда! Ни в коем случае! Я израильтянин, мне очень хорошо в Иерусалиме, я ощущаю себя там дома. Здесь я тоже не чужой, но, знаете, уже хочется туда. Дом все-таки там, и письменный стол тоже...
- В своей автобиографии вы пишете: "Здесь, в Израиле, я смог воочию убедиться, что самая гениальная выдумка антисемитов - миф о поголовной умности еврейского народа. Ох, если бы это было так!". А что, много евреев-дураков вы встречали в Израиле?
- Чудовищное количество! Мы ведь привыкли здесь, в России и в Украине, что еврей - это, простите, чуть лысоватый, в очках, вежливый младший научный сотрудник, бухгалтер, экономист, инженер в цеху или, скорее, в конструкторском бюро. Врач - непременно, правда же? Учитель...
- Юрист...
- Да. А каких биндюжников, каких людей земли, почвы - диковатых, нагловатых, малообразованных - я вижу там... Они, к моему удивлению, тоже оказались евреями, поэтому для многих из нас встреча с родным народом была очень трудной. Мы же вдобавок из разных стран. Представляете культурные различия между, скажем, йеменцем и нами, марокканцем и нами? Или даже евреями из Бухары и из Москвы, Прибалтики?
Дима, вы не поверите: дураков там безумное количество. Причем дураков с еврейским апломбом, категоричностью, жутко активных. Вы знаете, я бы хотел обрадовать читателей, которые настроены к евреям недоброжелательно... Там, в Израиле, воочию видишь людей, которые были комиссарами, участвовали в продразверстках, с горящими глазами слепо строили социализм, убивая по дороге: так сказать, верша волю партии и, по их представлению, революционное правосудие. Помните гениальный образ Швондера в "Собачьем сердце" у Булгакова? Таких в Израиле дикое количество.
"Раньше 0,5 брал на грудь спокойно. Сейчас себя уже урезываю"
- Тем не менее земля обетованная развивается...
- Да. Необыкновенно динамичная и очень могучая держава.
- На ваш взгляд, государственный антисемитизм в Советском Союзе существовал или тоже был придуман?
- (Убежденно). Существовал.
- И вы ощутили его на себе?
- Приведу конкретный пример. В 53-м году я окончил с медалью десятилетку и имел право поступить в любой вуз без экзаменов, по собеседованию. Подал документы в энергетический институт, но меня там завалили вопросом, который я не далее как два дня назад задал в Швейцарии профессору физики. А еще раньше я его задавал завкафедрой физики Тель-Авивского университета, моему другу Марку Асбелю, - он не ответил. Я сознательно не перечисляю всех, кого опросил с тем или иным успехом. Я - и любой выпускник школы на моем месте - не мог ответить на этот вопрос по определению.
Потом я пошел в Бауманский институт, и там немолодой, очень симпатичный чиновник, принимавший бумаги, сказал мне: "Уходите отсюда, Игорь. Вас все равно завалят, и вам будет только неприятно". Я поступил в железнодорожный институт и ничуть об этом не жалею. В нашей группе из 30 человек было 20 евреев-медалистов, которых зарезали в других местах.
- Приезжая сегодня в Москву, вы узнаете город своего детства, своей юности?
- Нет, он абсолютно другой. Державный, невероятно красивый, огромный. Это что-то потрясающее! Мэр Москвы - великий домоуправ. Говорю это на всех перекрестках.
- Вы бродите по Москве, ищете какие-то памятные места? Или вам это неинтересно?
- Естественно, в первые годы я съездил туда, где был наш двухэтажный дом, точнее, барак. Теперь там уже здоровенное здание. Нет, я не брожу по Москве. В основном пью с друзьями или хожу в музеи.
- Вы любите выпить?
- Ха! Обожаю!
- И какая у вас норма?
- Вы имеете в виду, сколько я могу взять на грудь? Ну, раньше 0,5 спокойно. Сейчас уже себя урезываю. Не очень хочется, да и жена все время твердит: "Хватит, хватит!". Поэтому уже гораздо меньше - ну граммов 300.
- Какой, любопытно, вы в пьяном угаре?
- Неагрессивный. Может, болтлив, но не мне об этом судить. Дружелюбен, безусловно.
- Как вы пишете свои знаменитые гарики? Как выглядит творческий процесс?
- А нет никакого процесса - это все придуманная штука. Кофе варю, сигареты курю. Если прорезалась какая-нибудь мысль, тут же сажусь, записываю. Если ничего нет в голове, сажусь, что-нибудь читаю. Чужую мысль украду, зарифмовываю - всякое бывает.
- Но рядом никого не должно быть?
- Нет, мне никто не мешает! Я и в разговоре, если есть какая-то мысль, могу сочинить стишок. У меня нет потребности в особой обстановке для творчества, мне не нужны Ясная Поляна, плуг...
"Боюсь, матриархат нам все-таки угрожает"
- Вы пишете в автобиографии: "Образование зря не пропало: я соблазнил свою будущую жену мгновенной починкой выключателя у торшера в ее комнате. После чего мы погасили этот осветительный прибор и перешли к совместному ведению хозяйства, что продолжается уже почти 40 лет... В семейной жизни я угрюм, неразговорчив, деспотичен, мелочен, капризен и брюзглив. Очевидно, именно поэтому все полагают, что в стихах я юморист. А я типичный трагик". Вы и сегодня так думаете?
- Что трагик? Конечно.
- И насчет остальных эпитетов, которыми себя наградили?
- Их я тоже как бы подтверждаю. Надо предоставить жене простор, чтобы она порадовалась: "Вот наконец-то сказал о себе правду!". Между прочим, трагизм, я думаю, сочинителям смешных вещей куда больше присущ, чем тем, кто пишет трагедии или надрывные монологи. На дне любого человеческого смеха лежит ужасно горький осадок от ощущения, от понимания мира. Думаю, Бог создавал этот мир, смеясь, и именно поэтому он такой трагический.
- Скажите, кто из русских поэтов разных веков вам наиболее близок? Кого вы считаете действительно гением?
- Я, знаете ли, в разные годы разных поэтов любил.
- А это с годами меняется?
- Чудовищно! Недавно в машине поставил Есенина. Когда-то я его обожал, знал его стихов, наверное, полсотни и читал их, завывая, наслаждался звуком. Сейчас нет ничего в помине, пройденный этап. Не хочется называть Пушкина, Лермонтова - стандартный набор, но преклонение перед этими именами, безусловно, есть. В ХХ веке я люблю Блока (вернее, очень любил - тоже уже немножко остыл), Заболоцкого могу все время читать. Это в русской литературе недооцененный, великий поэт.
Есть еще один очень интересный критерий (думаю, филологи его когда-нибудь опишут): далеко не все, что ты боготворишь в России, продолжаешь ценить, уехав. Вкусы очень меняются. Достоевского, Салтыкова-Щедрина я очень любил в России и там перечел, а вот Паустовского попробовал читать - абсолютно не могу, даже стыдно как-то, что обожал в молодости. Может, был большой перерыв?
- Кого из писателей-сатириков, юмористов вы можете выделить?
- Замечательно, когда юмор присутствует в писании, но просто юмористы - далеко не писатели. Это так, для эстрады, чтобы народ потешить. Настоящая писательница, на мой взгляд, Дина Рубина. Она уже очень много сделала и пишет все лучше и лучше: смешно, замечательно. Поэтому у нее десятки, если не сотни тысяч читателей. Она задевает ужасно разные, глубокие слои существования, бытия. Я опорочу ее любыми высокими словами, но лишь потому, что очень люблю.
Таких сейчас очень мало, потому что литература превратилась в индустрию, на которую огромное количество людей грамотно работает. И вы знаете, женщины лидируют.
- Потому что активны?
- Очень. Боюсь, матриархат нам все-таки угрожает - я давно это подозревал. Улицкая - замечательная писательница. На "Чапаеве и Пустоте" кончилась моя любовь к Пелевину. Два его последних романа мне уже просто не очень доступны и поэтому неинтересны. Они усложнены, но я надеюсь, что "Я думаю, Бог создавал этот мир, смеясь, и именно поэтому он такой трагический" | он напишет что-нибудь еще. Акунина обожаю. Я ему благодарен за каждую новую книгу.
"Сегодня людей, друживших с Бродским, больше, чем он видел за всю свою жизнь"
- А что за история с Диной Рубиной произошла у вас в Италии?
- Это не с Диной - она просто ее описала.
Один владелец турбюро нанял нас с художником Окунем на замечательную роль. Мы ездили по Италии, Голландии, по южной Франции и Испании... Представьте, в автобусе человек 30. Перед каждым городом Саша Окунь - потрясающий знаток живописи, преподаватель академии живописи, профессор - рассказывал о художниках. То есть утром мы идем в мастерскую Сезанна, а накануне Саша со слайдами читает двухчасовую лекцию о постимпрессионизме, и, поверьте мне, другими глазами на все смотришь. Иначе входишь в мастерскую, запах там уже особенный. А я рассказывал о писателях и авантюристах. Было хорошо. Жаль, потом у этого владельца турбюро стало плохо с деньгами.
В общем, мы пошли на могилу Данте Алигьери. Я к Данте с большим уважением отношусь, а тут и вовсе обалдел. В общем, пока я гладил мраморное надгробие, Сашка Окунь с женой сбегали за могилу, нарвали лаврового листа, веток и сплели мне венок, который я с благодарностью принял. А ведь с утра все были поддавшие.
- Как у евреев водится...
- Нет, только для куража, не пьяные. Нам же вести экскурсию по всей Равенне. Блока там вспоминали: "Ты, как младенец, спишь, Равенна, у сонной вечности в руках" и так далее... Короче, надели на меня венок и вдруг увидели, что я, ввиду длинноносия, похож в профиль на Данте Алигьери (это единственное мое сходство с великим поэтом). Да!
А самое главное, что итальянцы, которых, в общем, ничем не удивишь (там же экскурсии каждые две минуты), смотрели на меня и улыбались: "Данте, си, Данте, си?", и вся наша группа ужасно торжествовала. Я даже зашел в сигаретную лавочку, купил сигареты, и продавец со смехом говорит: "Данте, си?". Ну, итальянцы к карнавалу привыкли.
Между тем у нас в группе одна баба изнемогала от желания применить свой английский язык. Она его везде совала, а итальянцам это по херу - они со всеми приветливые, кто расплатился. Им, кроме итальянского, никакого не нужно - страна туристов. В общем, идет навстречу какая-то синьора: "Данте, си", а та, чтобы применить свой английский язык, говорит: "Нет, это известный русский поэт". И вдруг итальянка расплылась в улыбке: "Пучкин". Это действительно забавная история, у нас там много было таких.
- Вы, я знаю, были дружны с Бродским. Что это был за человек?
- Нет, Дима, я не был дружен с Бродским. Сегодня людей, которые дружны с Иосифом, значительно больше, чем он видел за всю свою жизнь и о которых читал - тоже. Я был с ним хорошо знаком.
- Он действительно гений - как вы считаете?
- Как поэт он абсолютный гений, и тому есть письменное свидетельство. Был такой - царствие ему небесное! - замечательный человек Саша Гинзбург, который издавал "Синтаксис" - первый самиздатовский журнал в СССР. Тогда, в 60-м году, это был невероятный подвиг, так вот, стихи пяти ленинградских поэтов - теперь страшно даже их имена называть, такие все знаменитые - для журнала привез я. Я был в Питере в инженерной командировке и всех их обошел - просил стишки. Потом уже, много лет спустя, Наташа Горбаневская, поэтесса, у которой в тех кругах было много приятелей, сказала мне, что все они принимали меня за стукача. Ну естественно: приходит, раскованно разговаривает, стишки просит... В 61-м году! Но все послушно давали. Советские люди!
И вот тогда я приехал в Москву с криком, что это гений. То было время его первых стихов.
- В эмиграции он очень изменился?
- Я не видел Бродского в эмиграции, потому что, когда приехал в Америку, он уже был на недосягаемой олимпийской высоте. Я очень хотел его повидать, но это был бы визит как бы просительный такой, а у советских, вы знаете, собственная гордость. Так что я ему не позвонил. Очень жалею, что меня гордыня заела.
- Игорь Миронович, роль диссидентского движения в Советском Союзе преувеличена или о нем многое недосказано? На ваш взгляд?
- Недосказано по разным причинам чудовищно много, и из-за того его роль, я думаю, сильно принижена. Точнее, совершенно непонятна сегодняшним молодым (к ним я отношу уже и 40-летних). Им даже невдомек, с каким настоящим героизмом (как бы по-советски это ни звучало), настоящим мужеством (вот так будет лучше!) было связано прочтение любой заграничной книги. Если ее находили, судили по статьям 70-й и 190-й Уголовного кодекса РСФСР (190-я - устное распространение - до двух лет, но потом еще поражение в правах и тому подобное, а 70-я - до семи лет).
Надеюсь, кто-нибудь этим займется и обнародует обвинительные заключения людей, которые сидели за книги. В перечне авторов, за которых забирали, будут и Солженицын, и Авторханов, и другие, кого сегодняшние даже не читают. А тогда они были свежим воздухом, озоном.
Весь тамиздат хлынул из-за границы уже потом, а сначала несколько лет был самиздат. Тысячи людей, если не больше, - просто боюсь преувеличить - узнали Цветаеву, Мандельштама и Гумилева по разрозненным листочкам, переписанным, перепечатанным на машинках. И диссидентское движение, в общем-то, этим и занималось. Те люди на баррикады не выходили - никто, кроме восьми смельчаков, которые протестовали на Красной площади в 68-м году. Все диссидентство как раз и состояло в самиздате, тамиздате - в эдаком подземном огне.
"Когда Горбачев и ему подобные гуляли, они жарили мясо, пили водку и включали записи Окуджавы и Высоцкого"
- Как вы считаете, выйти на Красную площадь с протестом против ввода войск в Чехословакию было безрассудством?
- С точки зрения чувства самосохранения и разума - безусловно: они были обречены! Тем не менее эти замечательные люди совершили великий подвиг. Я думаю, простите мне высокопарность, что в каком-то смысле они спасли честь России.
- Скажите, в 79-м, когда вам дали срок, могли вы себе хоть где-то, в каких-то тайниках души представить, что эта огромная махина, эта система через какое-то время рассыплется?
- Конечно же, нет, и смотрите, как провалились абсолютно все в мире советологи (их же тогда расплодились сотни, это была хлебная должность при разных департаментах). Никто такого не ожидал. А чтобы перекинуть легкий мостик от диссидентства к тому, что обвалилась махина, скажу то, что сегодня знают все. Когда Горбачев и ему подобные гуляли, они жарили мясо, пили водку и включали записи Окуджавы и Высоцкого, которого сами же загубили, убили. Они слушали официально не рекомендованные песни (думаю, что и стишки), смотрели какие-то крамольные фильмы. Советская власть подтачивалась снизу доверху.
- Помните по этому поводу у Галича:
А ночами, а ночами Для ответственных людей, Для высокого начальства Крутят фильмы про блядей. И глядит, уставившись На экран, мурло. Очень ему нравится Мэрилин Монро? - Один Галич чего стоит - незаслуженно сегодня забытый. Ну, или полузабытый.
- В одном из ваших интервью я прочитал, что вы жутко сентиментальный человек и можете всплакнуть, когда смотрите старые советские фильмы, где творится какая-то несправедливость...
- Наоборот, где справедливость торжествует, особенно на деревенском уровне, где удалось пожаловаться удачно. От такой херни я плачу. Абсолютно!
- Неужели вы можете так расчувствоваться, глядя, как на последнем этапе, когда все уже, кажется, безнадежно, всемогущий секретарь обкома вдруг решает какой-то вопрос?
- Да! Если мне симпатичен герой. Если какой-то забулдыга, тракторист, правдоискатель - знаете, такой русский тип - пошел жаловаться и вдруг добился чего-нибудь, я плачу. Обычно таких сажали или выгоняли, и его победа так же нереальна (и поэтому столь же трогательна), как приход в "Графе Монте-Кристо" в порт нового корабля "Фараон" и появление Монте-Кристо, который мстит своим обидчикам... Там я плакал восемь раз!
- Да вы что?! Вам не кажется, что сегодняшние фильмы гораздо реже вызывают слезы, чем картины прошлых лет, что ушла какая-то чистота?
- Чистота, наивность... Здесь я не осведомлен. Я просто не знаю, что сейчас делается в кино, потому что советских, русских боевиков не смотрю. Предпочитаю американские боевики, потому что там все кончается хорошо. Там героя раз пять убили, четвертовали, потом утопили, застрелили и отравили, а в конце он придет и всех перестреляет. И ты это знаешь...
- Вы считаете себя циничным человеком или романтиком?
- А почему вы так полярно разводите? Циники были хорошими людьми.
- Разве я сказал, что плохими?
- Циники говорили все, что думали, а романтики, знаете ли, столько народу с 17-го по 22-й год поубивали... Потом, правда, они превратились в прагматиков...
- У Задорнова есть хорошая, на мой взгляд, фраза: "Я циник, а циник - это уставший романтик". Вы себя уставшим романтиком не чувствуете?
- Нет, мне не нравится эта формулировка! Я не люблю жестких названий, категоричности.
- Вы человек компромисса?
- Да, я достаточно пластичен в спорах.
- Пластичен! Хорошее слово...
Сейчас, и не только сейчас, в обществе идут дискуссии о том, нужен ли на страницах газет, журналов, по телевидению, наконец, мат. Вы в своих гариках употребляете ненормативную лексику, и очень часто. Насколько я знаю, в жизни тоже крепкого словца не гнушаетесь и не видите здесь ничего зазорного...
- Это естественная часть языка...
- Когда употреблена изящно, красиво, естественно...
-...к месту. Конечно, это дело вкуса.
"Я теперь просто домосексуалист"
- Так нужно запрещать ненормативную лексику?
- Понимаете, у большинства людей с ней ассоциируются надписи на заборах и маленькие мальчишки, которые пакостно ругаются и при этом сосут чинарик-окурок, чтобы показать девочке Лизе, что они уже выросли и ко всему готовы. Это издержки некие... А может, и не издержки, кстати, потому что возможность выругаться иногда помогает уже взрослым мужчинам выжить. Мат - это, я бы сказал, перефразируя Маркса, вздох угнетенной твари. Ну представьте себе российского зека, земледельца или рабочего всех обозримых лет. Что бы с ним было, если бы у него не было вот этого словесного выхлопа?
Партийные бонзы употребляли мат чуть по-другому, довольно грязно. Очень часто, чтобы показать свою власть, унизить собеседника. В общем-то, сквернословящий начальник чем-то напоминал подростка, только тот девочке Лизе, а этот своим подчиненным показывал, что он все может, перед тем, как их трахнуть. Так быки наливаются кровью и хрипят, так хвост распускают павлины.
На самом деле мат - это поразительная часть русского языка, и вычленять ее никак нельзя. Тому примеры - люди, без которых сегодня русская литература, мне кажется, была бы неполноценной. Немыслимой величины, настоящий прозаик Веничка Ерофеев, очень большой русский писатель Юз Алешковский... (Я не хочу называть имена тех, кто употреблял ненормативную лексику, чтобы похвалиться ее знанием и без всякого повода). По-моему, требования запретить ненормативную лексику - это все равно что призывы отменить осенний дождь или повысить урожай будущего года. Праздные разговоры!
- Ненормативная лексика свойственна только России или в других странах она тоже в ходу?
- Я не в курсе - не полиглот, но ни разу не слышал, чтобы где-то был мат, соразмерный и столь же величественный, как в России. В частности, в иврите почти нет таких выражений - русские позаимствованы. Израиль создали и продолжают создавать российские люди, и они спокойно относятся к родной лексике. У нас в Тель-Авиве есть, например, пивная с вывеской "К ебене матери".
- И ничего?
- Дивная пивная. Сидишь себе там и ухмыляешься.
- Скажите, Игорь Миронович, а вы ходите на концерты артистов эстрады? В Израиле их все-таки много бывает...
- Вам честно или вежливо?
- Честно...
- Я вообще никуда не хожу. Я не театрал, не люблю спектакли - мне все время стыдно за артистов.
- ???
- Ну не нравится мне это дело. Хотя недавно видел потрясающую пьесу Виктюка. Иногда удается куда-нибудь пойти, но чаще как-то не получается. Я теперь домосед, просто домосексуалист.
"Ни одна история в мире так не оболгана, не извращена, не изнасилована и не обосрана, как российская"
- Не только эстрадные артисты ездят с концертами в Израиль, но и вы сегодня много гастролируете по разным городам, странам и континентам. Что вас туда тянет?
- Во-первых, любопытство. Во-вторых, это форма заработка. В-третьих, возможность повидаться с кучей друзей.
Например, сейчас я еду из Швейцарии. В этой стране оказалось такое количество русских людей, что у меня там было шесть выступлений. Небольшие залы - на 50-60 человек, но это безумно интересно. И вот из Женевы через Киев я направляюсь в северные города: в Салехард, в Тюмень. Даже придумал такой ход для книги воспоминаний. Если об этом писать, в Европе надо спрашивать: какие интересные люди жили в вашем городе? А в Сибири: какие интересные люди сидели в вашем городе?
Есть, кстати, в Москве потрясающе благородная организация, где работают совершенно нищие, заброшенные подвижники. Называется "Мемориал" (я уверен, что и здесь есть свой аналог). Член его правления Сеня Рогинский - мой друг, и я этим очень горжусь. Он необыкновенный человек, тоже отсидевший. "Мемориал" не справляется с потоком всяких воспоминаний, записей, рассказов, а люди, свидетели той эпохи, мрут...
Они живут везде. Буквально вчера в Донецке мы наткнулись на потрясающую искусствоведку необыкновенных знаний и замечательной биографии - она работает в музее. Думаю, эта дама даже старше меня, хотя такое трудно себе представить - ей лет 75, наверное.
С кем я только не встречаюсь! Я готов колесить по самым разным городам, но делаю это не только, чтобы выжить или кормить семью...
- Вы сказали, что люди мрут. Вместе в ними умирает эпоха. Сегодня маленькие дети уже не знают ни Маркса, ни Энгельса, ни Ленина...
- Мою тещу на встрече с пионерами однажды спросили, жила ли она во время крепостного права. И это не анекдот!
- Вы не считаете, что свою историю все-таки надо знать?
- Я думаю, что это благодетельное свойство - забывать кошмары, и очень хорошо, что нашим детям уже наплевать на мучения, так сказать, отцов. Пускай растут. Они получат собственные цоресы, то есть неприятности (хотя я идиш не знаю, но слово это люблю). Историю все равно нужно сохранять, потому что однажды кто-нибудь захочет к ней прислониться, понять нашу жизнь. Все должно быть по возможности в полном объеме и достоверно восстановлено, потому что, думаю, ни одна история в мире так не оболгана, не извращена (не нахожу других слов), не изнасилована, не перекроена и не обосрана, как российская.
- Вы упомянули свою тещу. Она ведь у вас знаменитая? Мало того что происходит из прекрасного рода, еще известна своими литературными произведениями...
- Лидия Либединская штук 15 книг написала: о декабристах, о Блоке, о Толстом, о Герцене, о Горьком...
- Вы находите с тещей общий язык на литературной почве?
- Довольно часто - нет. Лидия Борисовна заняла замечательную позицию в отношении людей, о которых я бы отозвался плохо. Например, она привержена памяти различного рода советских литературных чиновников, которые были - особенно в 20-е годы - знакомыми ее мужа, Юрия Николаевича Либединского.
- Тоже писателя...
- Притом замечательного. Мне эти люди кажутся подручными палачей, но я их не осуждаю. Ведь, как когда-то сказала Ахматова, мы не можем судить о психологии людей, которые жили при терроре. Очевидно, так и есть.
- Не Сергея ли Михалкова вы имеете в виду?
- Я не хочу называть фамилии - это ни к чему. Думаю, теща, которая как-то очень великодушна к друзьям, приятелям, знакомым своей молодости, на самом деле очень права.
- Но я читал в одном из ваших интервью, что вам было жутко неприятно, когда еще до перестройки в подарок на день рождения коллеге-писателю Михалков принес и демонстративно всем показал пачку пятирублевых купюр...
- А что, между прочим, мог вообще ничего не принести.
- А как вам его старый Гимн СССР с новыми словами?..
- Вы знаете, я немножко затормозился, потому что сейчас удерживаю поток ненормативной лексики, чтобы ответить вам в русле нормативной. Дима, это такое торжество безвкусицы, бездарности, прежнего советского мышления! Оно наглядно, как лакмусовая бумажка, показывает, насколько в России еще не все в порядке.
- Когда Михалкову сказали: "Ну как же можно в новую Россию старый гимн?", он ответил: "Ничего, заиграет - встанете". Что вы об этом думаете?
- Я лучше промолчу, потому что не люблю говорить о людях плохое. Ни о живых, ни тем более о мертвых. Пусть доживает старик.
"Моя бабушка говорила: "Не обобщай, не обобщен будешь"
- Скажите, вы много видели в жизни несправедливости?
- Огромное количество. Как со стороны государства, так и личной.
- И как вы на нее реагировали?
- Если трусил, то никак. Если трусил и мог это как-то разумно объяснить самому себе, чтобы не было потом стыдно, тоже никак. Иногда вмешивался. Очень по-разному, не могу обобщать. Моя бабушка Любовь Моисеевна замечательно говорила: "Не обобщай, не обобщен будешь".
- Когда вы чувствовали жуткую по отношению к себе несправедливость, вас не посещали мысли о суициде? Для творческих людей это характерно...
- Нет! Я очень люблю жизнь во всех ее проявлениях.
- Неужели вам никогда не казалось, что вот, мол, наступил тупик и лучше уже никогда не будет?
- Что хуже уже никогда не будет. И что лучше тоже никогда не будет. Мартин Иден как раз ушел из такого рода тупика. У него была, как говорят психиатры, депрессия достижения, а у меня такой не было.
- Какие напутствия вы, умудренный жизнью человек, дали бы маленьким детям в начале ХХI века?
- Да главным образом чтобы выжили, чтобы все было хорошо. А еще я хочу пожелать, чтобы люди ощутили себя свободными и умели получать от этого удовольствие. Свобода - очень вздорная баба, с ней очень на самом деле тяжело, но Господь Бог заповедал нам именно свободу.
- Я очень благодарен вам за эту беседу. Хочу пожелать вам здоровья и чтобы вы почаще сюда приезжали...
- Спасибо, батенька, большое. Простите за болтливость.
- Может, напоследок что-нибудь из гариков?
- Извольте.
Не будь на то Господня воля, Мы б не узнали алкоголя. И значит, пьянство не порок, А высшей благости урок.
* * *
Налей нам, друг! Уже готовы Стаканы, снедь, бутыль с прохладцей. И наши будущие вдовы Охотно с нами веселятся.
* * *
Высокие, разумные, могучие Имею я для пьянства основания. При каждом подвернувшемся мне случае Я праздную мое существование.
* * *
Пора уже налить под разговор, Селедку покромсавши на куски. А после грянет песню хриплый хор, И грусть моя удавится с тоски.
* * *
Я рад, что вновь сижу с тобой. Сейчас бутылку мы откроем. Мы объявили пьянству бой, Но надо выпить перед боем.
* * *
Ценю я в игре винопития, Помимо иных услаждений, Возможность подергать мыслителя За яйца его убеждений.
* * *
Ни вверх не глядя, ни вперед, Сижу с друзьями-разгильдяями. И наплевать нам, чья берет В борьбе мерзавцев с негодяями.
| |