Телепередача |
Николай ГНАТЮК: "Птица счастья завтрашнего дня? Прилетела, крыльями звеня!" |
Народный артист Украины Николай Гнатюк - человек светлый и в прямом, и в переносном смысле. Солнечные шевелюра, улыбка, песни - да все! Может, поэтому певец и страдает от происков темных сил? Во всяком случае, именно из-за них Николай некогда дал себе зарок в течение 10 лет воздерживаться от сольных концертов в Киеве. Он слово сдержал, но это - удивительным образом - ничуть не отразилось на его всеэсэнговской популярности.
Вообще, при всей открытости этого артиста, в его биографии больше загадок, чем отгадок. Попробуйте-ка внятно объяснить, как ему удается сочетать суетную карьеру эстрадного артиста с учебой на миссионерском отделении Белгородской духовной семинарии. Нельзя даже однозначно сказать, кто он: баловень судьбы или ее пасынок.
В начале 80-х годов прошлого века на долю Гнатюка - скромного выпускника Ровенского музыкального педагогического института - выпал невероятный успех: он даже глазом не успел моргнуть, как оказался среди элиты советской эстрады. Правда, пока на радостях Николай "барабанил на всю планету", его музыкальную группу втихаря разогнали за исполнение песни "Будь самостiйним"... Певец был кумиром тысяч поклонниц, готовых ради него на все и даже больше, но собственная жена его предала и все последующие годы любовь этого человека была без остатка отдана сыну, живущему в Германии. Его самоотверженному отцовству не смогли помешать ни расстояния, ни разделяющие их кордоны.
Николаю Гнатюку уже 52, но его голос все так же светел и чист. Он по-прежнему с радостью поет для людей и на эстраде, и на клиросе в хоре Киево-Печерской лавры.
"Со свойственной мне украинской упертостью я утверждал свое "Я"
- Коля, я помню, как совсем молоденьким вы пели: "Птица счастья завтрашнего дня...". А что, прилетела она к вам, "крыльями звеня"?
- (Улыбается). Прилетела, хотя, наверное, вопрос еще и в том, что принесла. Для кого-то предел мечтаний - беззаботное существование, а я ни на что не променял бы пусть непростую, но мою жизнь.
- Коллеги по эстрадному цеху считают вас человеком немножко не от мира сего. "Коля Гнатюк, - говорят они, - никогда не стоит в очередях за званиями, за какими-то материальными благами, никогда не отпихивает других локтями. Он какой-то особенный - очень скромный, тактичный и душевный". Что же такое счастье по Николаю Гнатюку?
- По-моему, оно в том, чтобы пройти земной путь, сохранив достоинство, заслужив право на небесные обители.
- Ваш стремительный взлет четверть века назад не оставил никого равнодушным. Тогда под песню "Танец на барабане" отплясывали и в ресторанах, и на дискотеках, более того, я своими глазами видел, как зал Дворца "Украина" дружно встал и бешено зааплодировал при появлении кудрявого Коли Гнатюка в белом костюме...
- Конечно, то, о чем ты говоришь, - это тоже в определенном, профессиональном смысле счастье, но жизнь человека не может состоять только из конкурсов, фестивалей. Хотя, наверное, в то время это было для меня главное...
Как ни странно, Киев очень много, если не все, мне дал и вместе с тем постоянно умудрялся создавать трудности, которые надо было преодолевать. Требовались огромные усилия, чтобы, скажем, куда-то попасть, подняться еще на одну ступеньку, и это продолжается по сей день. Тем не менее в этом есть положительные стороны, потому что, когда на Международном конкурсе в Сопоте я вышел на сцену, вот это, вызванное жизнью здесь, мое стремление все преодолеть - оно тоже сыграло там роль. Именно его увидели и разглядели во мне члены жюри.
- Я слышал, что в Сопоте у вас произошел какой-то конфликт или полуконфликт с самой популярной в Советском Союзе певицей. Ее имя вы до сих пор даже под страхом смерти не упоминаете...
- ...и сразу даю слово высказываться на эту тему осторожнее. Приведу пример. Этой не называемой мною певице недавно я по телефону звонил... Мне надо было обсудить с ней ноябрьские, хорошие творческие события.
- Руки хоть не дрожали при этом?
- Голос, думаю, дрожал. Ал... в смысле, хозяйка - мне кажется, я ее узнал - сняла трубку, но ответила, что здесь эта певица бывает очень редко. Я спрашиваю: "А есть смысл повторить попытку?". - "Вам перезванивать смысла нет".
- Что же все-таки произошло?
- Дима, все очевидно. Допустим, форвард забивает гол. Даже в его команде, поверь, не все этому радуются. Кто-то наверняка вздохнет: "Эх, тут и я забил бы...". Не знаю, может, я все это нафантазировал, но когда на горизонте появляется какая-то личность и понятно, что она привлечет внимание, это не всем нравится. Ничего удивительного - обыкновенное соперничество.
Слава Богу, жизнь очень мудрая и с годами, я думаю, происходит переоценка некоторых ценностей, причем в лучшую сторону. Надеюсь, что у особы, о которой мы говорим, это тоже произойдет, поэтому все будет о’кей рано или поздно! Кстати, этими словами начинается новая песня, которую для меня написали Раймонд Паулс и Илья Резник.
- Кстати в контексте этой певицы?
- Кстати в контексте пения вообще.
- И все-таки, Коля, что произошло? Хоть намекните...
- Ну зачем же намеки? Просто со свойственной мне украинской упертостью - причем такой кондовой, из провинции - я утверждал свое "я". То есть не стал тогда делать то, что мне говорили, а делал то, что считал нужным. Вот и все.
- Ну хорошо, нынче у большинства жителей Украины дома большой выбор телепрограмм: и украинских, и российских, и западных - щелкать кнопками можно всласть...
- Сегодня (поет) only you...
- Молодые люди уже не застали время, когда каналов было всего три, и не представляют, какая популярность обрушивалась на человека, который засветился хоть на одном из них. Тогда достаточно было разок спеть у Николаева в "Утренней почте" или появиться в "Голубом огоньке" - и певец годами мог собирать полные залы, а то и стадионы...
- Да (улыбается), это так.
"Звёздной болезни у меня не было"
- Я представляю себе то тяжелое бремя славы, которое свалилось на ваши, наверняка неподготовленные, плечи...
- (Улыбается).
- Как же вы с этим справлялись? Звездная болезнь не замучила?
- Если честно, она даже не приходила. Да, проявлялась во мне некая скандальность, но это, как сказала одна моя подруга, была форма самозащиты. Пойми: на мне фокусировалось не только положительное, доброе внимание, но и другое, и мне надо было как-то защищаться, себя отстаивать. Даже если со стороны это напоминало звездную болезнь.
Сейчас я, к сожалению, не менее нетерпелив, но слежу за собой, как бы со стороны наблюдаю. Правда, об этих вещах я стал думать уже после каких-то нюансов, которые пережил. В общем, очень надеюсь, Дима, что звездной болезни у меня не было, хотя симптомы похожие возникали.
- В чем это выражалось?
- Ну, например, еду я по Москве, и вдруг какой-то ни в чем не повинный милиционер останавливает автомобиль и берет у моего водителя права. Я выхожу, вырываю у него документы и говорю: "Сколько можно? Что это такое?". Это была явная наглость с моей стороны, явная претензия на исключительность.
- Коля, это были не вы...
- Очень хотелось бы надеяться (смеется). Сейчас, если честно, происходит то же самое.
- Да ну, неужели?
- Да, когда патруль ГАИ останавливает машину и я вижу, что разбирательство затягивается, выхожу и направляюсь к инспектору: "Здравствуйте!". Он отвечает: "Здравствуйте!", и я вижу по его лицу...
- ...узнает!
- Начинает реагировать. Я в это время уже держу документы и так медленно тяну их из рук гаишника, глядя ему в глаза. Милиционер говорит: "Ну конечно, конечно!", и я отдаю их водителю. Видишь, по форме то же, что и раньше, но по смыслу - совершенно другое. Тогда мною двигала гордыня! Было ощущение, что мне все позволено, и теперь я о таких моментах сожалею. Думаю, что так называемая популярность, извини за нескромность, влечет за собой очень много испытаний, и нужно - не знаю, каким образом, - постараться пройти их достойно.
- Многие выходцы из Украины - выдающиеся деятели искусства, спорта, науки и культуры, с которыми мне приходилось общаться, - нашли себя только в Москве. Все эти люди говорили мне примерно одно и то же: Украина обладает удивительным свойством не замечать свои таланты, делать так, чтобы на родине им жилось неуютно. Только вдали от родимых завистников и интриг эти люди в полной мере могли обрести себя...
- Дима, а можно продолжить? Все, о чем ты сказал, я испытал на себе, но - не сочти за похвальбу - я все-таки хотел послужить своему народу здесь. Вопреки всему! Я и делал это, хотя почти все возможности мне отрезали. Ну представь: человек победил в Сопоте и через день едет в Берлин на какую-то международную съемку, где будут Иглесиас, Готт. Вондрачкова мне везет микрофон, Лили Иванова какие-то брюки, и вдруг в Киеве мне просто не дают оркестр. Ну что это такое? Ведь даже самый хороший гонщик, если у него нет авто, не может показать класс, не может даже на трассу выйти.
"Может показаться: да ну, какой-то Гнатюк затурканный, забитый, вечно чего-то боится..."
- Давайте уже называть вещи своими именами - это была банальная зависть?
- Наверное, зависть. Возможно, желание получить какие-то материальные выгоды, показать, кто в доме хозяин. Ну что ты там? А вот я!.. Такими соображениями тоже руководствовались...
- А что, в Москве разве этого не было?
- Было и, наверное, есть, но там оно как-то шире, благороднее, что ли. Но я, повторяю, вопреки всему послужил родине, хотя в те годы это было очень непросто.
Теперь, чтобы ты знал, я свободен, но так управил Господь, что параллельно я все-таки Москву не терял, я чувствовал себя там, прости, человеком. Так ныряльщик время от времени всплывает на поверхность: раз, подышал, подышал и опять ушел вглубь. У меня всегда была возможность ощущать себя тем, кем я был, меня волны местных дрязг не накрыли. Пусть временами я в это и погружался, но синхронно с окружением все равно не дышал.
Понимаю, что это нескромно, но, знаешь, когда в Киеве я попадаю в сборные программы, очень часто мне бывает просто стыдно за некоторых своих коллег...
- Почему?
- Ну я не буду перечислять программы, не буду называть имена исполнителей... Скажу лишь, что мне приходится вдвойне нелегко, чтобы в конечном счете зрители ушли в том настроении, на которое они имеют право. Я это к чему веду? Иногда я попадал на сложные уровни, но мне надо в них было существовать.
- Задам вам один некорректный вопрос. Я дружу с очень известным украинским писателем-романистом, которого отличают необычайная образованность и интеллект. Разоткровенничавшись, он как-то посетовал, что, когда находится среди собратьев по перу, очень часто вынужден косить под этакого дурачка, чтобы не раздражать их, быть, как они...
- Мудрый писатель...
- Скажите, а у вас не бывает такого же ощущения, когда находитесь среди коллег?
- Димочка, я никак не набиваюсь в один ряд с великим и мудрым, но у меня есть постоянное ощущение, что здесь, в Украине, я не могу, допустим, в определенную программу надеть костюмы, которые привез из Рима или еще откуда-то. Я не могу себе позволить выйти на сцену в этом облике, потому что понимаю: кому-то станет нехорошо, и дай Бог, чтобы его сердце выдержало. Некоторые зорко следят за тем, какая на мне одежда.
- Коля, но я сейчас не об одежде...
- Все взаимосвязано. Только я прихожу, допустим, во Дворец "Украина", и уже все... Правда, один раз перебор вышел. Я заявился туда в каких-то непонятных шортах, зашел только сумку оставить, потому что ехать с ней не хотелось. Потом, на съемки, я прибыл бы уже в другом виде, так представляешь, охранники меня не пустили. Директор Дворца - добрейший Николай Васильевич Седун - сказал им: "Да если бы он даже голый пришел, этот Гнатюк, вы его должны пускать". Но перебор был. Видишь, внешняя сторона тоже играет роль, хотя ты на что-то еще намекаешь...
- Я имею в виду мастерство, профессионализм...
- Тут посложнее, потому что, выйдя на сцену, я не могу сознательно снизить планку, петь хуже, чем умею.
- А бывает, что второе "я" нашептывает: "Коля, перестань, не высовывайся!"?
- Нет, нет! Я ответственен перед людьми и, вообще, сознаю, где нахожусь, поэтому мое отношение выражается только в поведении: "Простите! Да? Ну ладно!". Кому-то может показаться: да ну, какой-то он затурканный, забитый, вечно чего-то боится... На самом же деле это способ отгородить себя. К тому же я не думаю, что писатель, о котором ты говорил, в каком-то своем очень важном романе, где он должен вещать народу истину и наставлять на путь благородства и созидания, пошел бы на компромиссы. Он обязан делать свое дело настолько хорошо, насколько может. Видишь, я опять-таки ставлю себя рядом с классиком.
"Любить людей - очень тяжелая миссия"
- Несколько раз мне приходилось видеть потрясающую картину. Шел концерт, в котором участвовали и наши исполнители, и московские - сплошь заслуженные, народные, знаменитые... Пели они кто лучше, кто хуже, им вежливо хлопали: кому-то больше, кому-то меньше... Вдруг выходит Николай Гнатюк. Одежда, в общем-то, не ахти какая...
- Вот-вот...
- Белая курточка, кроссовочки, маленький оркестрик в два человека. Чтобы голос был выдающийся - так нет...
- ...и хорошо!
- ...что внешность эффектная - при всем уважении и любви к вам, не скажешь, и тем не менее с первых аккордов зал начинает просто сходить с ума...
- (Оживленно). Ну, это определение, может, не совсем уместно.
- Нет, я говорю о том, что видел своими глазами...
- А "скорая помощь" не подъезжала?
- "Скорая" не подъезжала, но едва вы начинаете петь "Ой, смереко", все становится на свои места. От вас исходит какой-то мощный посыл, и зал самозабвенно аплодирует. Зрители говорят: "Ты посмотри, вышел вроде никакой, а вот ведь"...
- Димочка, при всей твоей популярности, известности и авторитете, не ты первый допытываешься: в чем тут секрет?
- Да, в чем?
- Никакого секрета нет - я могу только вслух поразмышлять над тем, что же, собственно, происходит. Вопрос: почему вас так люди любят? - можно задать иначе. Почему вы так любите людей? Почему страдаете за них? Почему, выходя на сцену, вы ощущаете печаль и на глаза у вас наворачиваются слезы? Как вы перерабатываете их удрученное состояние, давая взамен легкость? Но это уже другая точка зрения, другая позиция, которая не имеет отношения к шоу-бизнесу... Я думаю, эта ситуация объясняется тем, что Господь дал мне силы и возможность любить людей, а это, должен тебе сказать, очень тяжелая миссия.
Вместе с тем описывать детали, которые характеризуют меня как хорошего человека, и неинтересно, и не нужно. Бойся, когда тебя хвалят, и радуйся, когда ругают. Более того, постарайся из этого извлечь какую-то пользу, чтобы стать лучше и не давать повода для брани. Даже если совсем искоренишь пороки, нарочно делай что-нибудь так, чтобы тебя ругали.
Главное - любить людей. Я, например, до сих пор мучаюсь и сожалею, что не забрал с собой одного человека. На нашем Киевском вокзале собирается много бездомных детей. Я знаю, где они там отсиживаются, по возможности каждый раз покупаю еду и, прежде чем упрусь на свой поезд, им приношу. В очередной раз точно так же все сделал, прихожу, а их нет. Сидит какой-то печальный человек, глазами на меня хлопает. Я к нему: "А где дети?". Он: "Сегодня их нет". - "Они куда-то ушли? - спрашиваю. - Тогда я оставлю вот это".
Видно, по моему сочувственному тону он что-то уловил. "Слушай, надоела такая жизнь, - говорит. - Возьми меня с собой". А я на вокзале в специальных очках, какой-то спецодежде, и он не понимает как бы...
- ...кто перед ним и что...
- Ну да. Я отвечаю, что спешу на поезд. До отхода остается минут 10, а у меня один билет - мол, куда я тебя сейчас возьму? Поезжай туда-то... Он как бы сник, замолчал.
Понимаешь, это моя родина, и я все думаю: поехал он туда, куда я ему посоветовал, или нет? Если да, там, конечно, люди его обогреют, направят, но все-таки грызет мысль, что мне самому надо было этим заняться.
Вот это и есть любовь, и это не такая уж простая вещь, Дима.
- Есть два слова, причем оба представляются мне неудачными. Одно -"энергетика", второе - "харизма" (с нехорошим таким корнем). Мне кажется, что у вас есть и то, и другое, иначе опять-таки чем объяснить ваш успех...
- Дима, давай все-таки объяснимся. Я не думаю, что из греховного тела могут приходить какие-то здравые мысли, ибо не мной сказано: "То, что во мне хорошее, - не мое". Любой человек может так о себе говорить: "Все плохие поступки-грехи тело диктует, хочет, чтобы я то-то, то-то, а мой мозг, анализируя ситуацию, не смог правильно отреагировать, что-то затормозить". Поэтому, повторяю, негативный посыл - от меня, а если я что-то делаю положительное - все-таки это приходит сверху. Это промысел Божий дает человеку возможность сделать что-нибудь положительное.
Поэтому, Дима, я думаю, что, помимо любви к людям, через меня к публике идет какая-то информация. Очень молю небо, чтобы положительная, но здесь я как бы не сильно при чем.
- Подсознательно все это чувствуют?
- Конечно, а кроме того понимают: он не украдет что-то себе и взамен не очень чего-то и хочет.
Я живу в своем городе (как - неважно) и этим счастлив. Наверное, я был бы совершенно другим певцом и другим человеком, если бы пользовался теми возможностями, что у меня были. Я же просто их игнорировал, хотя, может, ничего плохого не было бы, воспользуйся ими. Безусловно, мне легче жилось бы, но это был бы другой певец, это были бы другие песни. Думаю, людям нужен именно такой, как я сейчас, с такими переживаниями. По-моему, у меня есть сострадание, в котором они нуждаются, - не наигранное, а настоящее.
- Кстати, о возможностях. Уверен: в период своего высочайшего взлета вы не были обделены женским вниманием. В чем это выражалось?
- Димочка, я буду протестовать! Ну что ты все сводишь к прошлому? Я и сейчас получаю письма определенного плана. Одна женщина - она из Краснодара переселилась в Москву и, по всему видно, очень хороший и порядочный человек - мне пишет: "Хочу вас забрать из Киева и, вообще, подальше уехать от этих больших городов. Мы могли бы лет 30 пожить счастливо, без суеты". Цитирую дословно. Уверяю тебя: таких моментов предостаточно, я даже думаю, что теперь больше, чем тогда.
На самом деле, именно сейчас пришло мое время и я ощущаю, что в полной мере состоялся. Хм, популярности стало даже больше... Может, тогда я как-то на нее не реагировал - даже не могу понять. Ну да, был известен, но мне кажется, что теперь это происходит глубже, по-настоящему...
Поверь, Дима, в этом смысле я не обделен и сейчас. Более того, думаю, как мудро это распределено, и где-то даже придерживаю успех, умышленно занижаю рейтинги. Особенно что касается Украины, потому что, если попытаться еще прибавить, опять начнется давление, которое придется выдерживать. Нужно погружаться ровно на столько, сколько вынесет твоя кожа.
"Моя жена имела доступ к секретным данным, явкам"
- Я знаю, что ваша семейная жизнь не сложилась, а как, при каких обстоятельствах вы познакомились с супругой? Ходили упорные слухи, что она дочь космонавта Гречко и вы, дескать, неплохо устроились. Это правда?
- Ну конечно же, нет. Просто мы с Георгием Михайловичем друзья, и, когда я шел свататься к своей будущей жене, тогда невесте...
- ...он морально вас поддержал?
- Было так. Георгий Михайлович пришел ко мне на съемку, и я говорю: "Сегодня мы не сможем вместе поужинать, потому что иду свататься. Вы со мной?". Гречко кивнул: "Конечно - у меня уже все запасено". А у него ящик яблок был - какой-то председатель колхоза здесь подарил... В общем, мы с ними отправились...
Ну, прадавние времена, когда плод с древа познания съела Ева, вспоминать не будем, но яблоки там тоже присутствовали. Словом, свидетелем моего сватовства Георгий Михайлович был непосредственным, поэтому, видимо, и пошли разговоры, что Гречко, Гречко... На самом деле у них с Майей два сына. Кстати, сейчас, уверяю тебя, я думаю о своей жене с очень положительным, так сказать, посылом.
- А раньше думали с отрицательным?
- Нет (смущенно). Я считал, что она, пусть и подсознательно, участвовала в борьбе, но вместо того, чтобы быть на моей стороне баррикад, находилась на противоположной. Это было достаточно сложно, потому что, будучи моей женой, она имела доступ ко всем секретным данным, явкам или как там выразиться...
- В общем, конспирация была явно нарушена...
- Да, но я не в обиде. Это был хороший этап жизни.
- Кто ваша жена по специальности?
- Она окончила в Киеве хореографическое училище, а сейчас преподает в школе танцев в одной из европейских стран.
- Она была балериной?
- Танцовщицей - так, наверное, правильнее, потому что она не танцевала в театре.
- А как вы познакомились?
- Дима, знаешь, это так выглядит... Пойми, я не хочу никого оговаривать, это было бы
Неделю назад Николай Гнатюк и Дмитрий Гордон записали дуэтом песню "Все буде добре" |