Телепередача
Легендарный концертмейстер Левон ОГАНЕЗОВ: «Нейрохирург Кандель сказал: «Я могу Андрюшу спасти, но он будет растением — вы такого Миронова хотите?». Голубкина и Ширвиндт ответили: «Нет»



 
 
(Продолжение. Начало в № 41)
 
«ЛЕЩЕНКО НОТУ ДЕРЖАЛ, КОБЗОН ДЕРЖАЛ, А МАГОМАЕВ НЕ МОГ, НО ЛЮБИМЦЕМ ПУБЛИКИ БЫЛ — Я ВИДЕЛ, КАК МАШИНУ, В КОТОРУЮ МУСИК САДИЛСЯ, ПОДНИМАЛИ И НЕСЛИ!» 

— Иосиф Давыдович мне признавался: «Все мы замечательные артисты, все популярны, и каждый себя любит, но такой славы, как у Магомаева, не было на советской эстраде ни у кого, даже у Пугачевой» — вы с ним согласны?

— У Муслима дикая была популярность, но среди определенных слоев населения — среди женщин от 12 до 82.

— Истерика, да?

— Еще и какая, со слезами! Во-первых, высокий красивый мужик, во-вторых, все модные песни пел...

— ...и как пел!

— Я не могу сказать, что был в восторге, поскольку, когда он в 63-м, если не ошибаюсь, году в Москве появился, мы уже Джими Хендрикса слушали, у нас уже другая была информация (улыбается). Да, для нашего времени Магомаев пел хорошо, он вообще очень грамотный парень был, Мусик...

— ...во всем!..

— ...но по вокальному мастерству недоучка. Вот Иосиф ноту брал — и мог держать ее долго, а Мусик никогда не мог, даже когда...

— ...в Оперном театре пел?

— Да, ведь почему он в Италию на стажировку поехал и вернулся оттуда ни с чем? Голос у него уникальный, но нужно было каждый день к педагогу ходить и эту вот мышцу — горло — укреплять, а он этого не делал и поэтому последние 20 лет перед выходом на сцену немножко выпивал. Ты понимаешь, какая штука? Мастер — будешь смеяться — это Лева Лещенко...

— А чего смеяться?

— Он ноту берет — и она у него ровная! Лева, кстати, и басом петь может — ему вполне под силу басовую партию исполнить. Лещенко, в общем, ноту держал, Иосиф держал, а Мусик не мог, но любимцем публики был — я видел, как машину, в которую он садился, поднимали и несли, и правительство всегда благосклонно к нему было...

— ...что немаловажно, конечно...

— Алиев старый сколько жил, столько ему помогал, а ведь Гейдар Алиевич очень влиятельным был человеком — не только в Азербайджане...

— ...но и в Москве...


С Юрием Никулиным Левон Оганезов 10 лет проработал в юмористической телепрограмме «Белый попугай». «10 лет она шла, и все смеялись, потому что хорошие артисты участвовали...»

С Юрием Никулиным Левон Оганезов 10 лет проработал в юмористической телепрограмме «Белый попугай». «10 лет она шла, и все смеялись, потому что хорошие артисты участвовали...»

— ...да, и Фурцева еще когда сказала: «Ой, это замечательный мальчик, приглашайте его...». Вот этого замечательного мальчика они обласкали, в 22 года заслуженного ему дали, понимаешь? — но он плюс ко всему кавказский человек, они это могут: Муслим же несчастного Бабаджаняна полностью задушил — в творческом плане. Все новое, что Арно писал, он обязан был сперва Мусику отдавать. Гуляев умолял: «Арно, ты можешь хоть по секрету, хоть другой фамилией подписавшись? Ну дай мне это: «Плывут в дома воспоминания...». Тот отвечал: «Юра, да он меня убьет!». Все, кто песни Арно исполняли, были вторыми после Муслима, хотя с вокальной точки зрения Иосиф пел лучше, но у Муслима что-то волшебное в тембре было...

— ...а это главное...

— ...вот понимаешь? Любую ноту послушаешь: ну, хорошо — и хорошо, и вдруг — как Паваротти!

— Почему Магомаев так рано ушел — на ваш взгляд?

— Ну, всего я не знаю, но это чепуха, когда говорят: «Вот, он был никому не нужен...» — его приглашали везде!
Увы, у него не было (громко вдыхает и выдыхает воздух)...

— ...сил?..

— ...дыхания — он сам себе аккомпанировал, все, но выдержать концерт не мог, сломался физически, хотя какая разница: Пушкин в 37 лет был убит — и все равно Пушкин! Муслим — гениальный человек, огромная веха в нашем искусстве, и не надо гадать, что было бы, проживи он 90 лет, — зачем?

«ЗЕЛЬДИН СКАЗАЛ: «ДРУЗЬЯ, МНЕ 97 ЛЕТ. ЭТО ТАК СТРАННО — МНЕ НИКОГДА СТОЛЬКО НЕ БЫЛО!» 

— Вы ведь и Зыкиной аккомпанировали...

— Людмила Георгиевна таким же волшебным тембром обладала, особенно в молодости, и она же первая исполнительница легендарных песен, правда, «Течет река Волга» и до нее пели...

— Марк Бернес...

— ...и Трошин тоже — там же мужской текст, но пока Людмила Георгиевна не исполнила... Она, кстати, песни для себя выбирала, а некоторые под нее и писали.

Она была замечательная, компанейская, к ней люди всегда льнули, у нее такая же привычка, как у Иосифа, была — после концерта всегда стол накрыть: мало ли, кто из коллег в городе на гастролях и как у него дела... Или же в театр мы шли — после выступления: разве сразу после концерта заснуть удастся? Поэтому хотя бы часик нужно было посидеть, а у Людмилы Георгиевны на гастролях всегда машина была, «Волга». Знаешь, как раньше: «Так, музыканты — в автобус, артисты — в машину»... От выездных концертов, на заводах, например, Зыкина никогда не отказывалась, работала много. Так же, как и Иосиф, — мы на Дальний Восток вечером вылетали, прилетали утром, часов в семь, и он говорил: «Так, всем бриться, завтракать — через час выезд». Ни сна, ни отдыха...

— Слушайте, он же иногда по шесть-семь часов кряду пел — как ваш мочевой пузырь это выдерживал? Так долго на сцене находились...

— Ну, духовики еще могли выйти, а я, к счастью, терпеть мог: аденомы не было (улыбается).

— Вы с Ларисой Голубкиной работали, когда она с Андреем Мироновым жила...

— И до того тоже! Лариса у Марии Петровны Максаковой в ГИТИСе училась, у нее был настоящий хороший оперный голос...

— Оперный?

— Да, она любые ноты брала — Лариска вообще классная вокалистка (какая она актриса, не мне судить, но пела здорово). Ей объяснили (не я причем), что голосить не надо, романсы так не поют, — и она пониже в тесситуре петь стала, даже где-то шептать, и это на ура проходило.

В общем, Лариса только ГИТИС окончила, и ее в Театр Советской Армии именно на роль Шурочки в «Гусарской балладе» взяли, потом в спектакле «Солдат и Ева» играла... В то время это был едва ли не лучший театр: большой оркестр, актеры прекрасные...

— Попов, Касаткина, Зельдин, Чеханков...

— Ой, «Учитель танцев» при полном аншлаге там шел, а Владимир Михайлович Зельдин даже сейчас Дон Кихота играл, прыгал почти до 100 лет...

— Потрясающе, да?

— Ну, не могу сказать, что потрясающе, но сам факт поражает: человек прожил 101 год! Когда очередной день рождения у него был и его поздравляли, он попросил кого-то из остряков какую-то фразу придумать — ему придумали, и он сказал (голосом Зельдина): «Друзья, мне 97 лет. Это так странно — мне никогда столько не было!». (Смеется).

«КОГДА НА ГОЛОВУ НИКУЛИНУ УПАЛ СОФИТ, ОН ДАЖЕ НЕ ШЕЛОХНУЛСЯ: НУ, ЦИРКОВОЙ... РАССМЕЯЛСЯ: «ПОТОМ ВСЕ СКАЖУТ, ЧТО БЫЛ В УДАРЕ» 

— Кстати, об остряках — вы же и с Вициным, и с Моргуновым, и с Никулиным работали...

— Нет, я был с ними знаком, конечно, но... Можно сказать, на одной сцене работали, а с Никулиным 10 лет программу снимали, которая «Белый попугай» называлась. Григорий Израилевич Горин осуществил этот проект посредством «РЕН ТВ»: его попросили сделать одноразовую программу к выпуску двухтомника анекдотов. Два богатых человека из Украины его издали — видимо, сами бывшие кавээнщики. Мы, признаюсь, думали, программа к выходу этой книги приурочена — и все, но оказалось, что рейтинг зашкаливает, поэтому пришлось еще одну делать, потом еще... 10 лет она шла, и все смеялись, потому что хорошие артисты участвовали.

Странное чудо произошло. Ты знаешь: анекдот — это жанр интимный, всеобщим достоянием его делать нельзя. С экрана вот рассказываешь, как в пустоту, — запомнили не запомнили, посмеялись или нет... Анекдот маленькой аудитории требует, а когда на огромную звучит, это сам жанр дезавуирует.

— Никулин все это цементировал, правда?

— Помню, снимаем мы — и после того, как кто-то неудачно прошел, софит ему на голову упал, но Юрий Владимирович даже не шелохнулся: ну, цирковой... Рассмеялся: «Потом все скажут, что Никулин был в ударе».

— Вицин и Моргунов Никулину уступали — по человеческим качествам, по силе таланта?

— Знаешь, они очень разные были...

— ...и очень странные, говорят...

— Нет, именно разные. Женя Моргунов невероятно образованный — хорошо на рояле играл, говорил по-французски...

— ...ух ты!..

— ...знал литературу, мог спектакль поставить... Образованнейший человек, с очень тонким вкусом, а то, что он делал, — маска. «Всегда быть в маске...

— ...судьба моя»...

— Вицин на редкость искренним был и йогой занимался — представляешь, йог: никогда не пил и не курил, на голове стоял, все такое... Это другой характер, но тоже, кстати, образованным был, а Никулин — цирковой артист...

— ...фронтовик...

— Да, в четырех местах контуженный, сразу после войны руку поднять не мог, но уже в 46-м заставил себя восстановиться — на одной руке подтягивался. Он и по проволоке на руках ходил...

— ...ничего себе!..


С Александром Ширвиндтом и Владимиром Винокуром, конец 80-х. «С Володей мы дурачились — романсы пели, песни, все подряд. Вовка-то музыкальный, проблем с ним быть не может»

С Александром Ширвиндтом и Владимиром Винокуром, конец 80-х. «С Володей мы дурачились — романсы пели, песни, все подряд. Вовка-то музыкальный, проблем с ним быть не может»

— ...и говорил: «На ногах я поднос держал». Его так учили: клоун в цирке обязан уметь делать все то же, что и другие цирковые артисты. Юра с животными мог общаться: тигры ему хвостиками махали, обезьяна банан приносила...

— Абсолютно цирковой человек...

— Именно, а цирковые — они необычные: все остальные для них — это чужие, а цирк — родина, понимаешь?

— Вы Майе Кристалинской аккомпанировали — певице, которую я до сих пор не могу без волнения слушать...

— Вот как мы с тобой говорили, Дима: в тембре что-то такое было...

— ...завораживающее...

— Ох, Майя! Ты помнишь, как она пела: «Ах, здравствуй, аист!..

— ...мы наконец тебя дождались»...

— И вроде голоса особенного не было, и внешности тоже, и разгильдяйкой была страшной...

— ...да?...

— Ей: «Майя, на сцену!», а она: «Что? Уже?». Геологом была, по-моему, или филологом...

— Московский авиационный институт окончила...

— Во всяком случае, во время Московского фестиваля молодежи и студентов ее узнали — она там с ансамблем «Первые шаги» пела. Понимаешь, я утверждал и продолжаю утверждать: талант, если он настоящий, через асфальт прорастет...

— ...согласен...

— Не может он не пробиться, потому что это не ты, это вот оттуда (наверх показывает) — тебе. Так же, как хорошее произведение или мелодия не может исчезнуть, пропасть, потому что ее Бог послал, а ангелы с неба спустили...

— Он сам и проследит за тем, чтобы не пропала, правда?

— Ну, кого Он выбрал, тот и обязан... Мандельштам, кажется, говорил: «Я не сочиняю стихи — я их записываю» (улыбается).

— Сегодня песни Кристалинской вы иногда слушаете?

— Знаешь, у нас с Михал Ефимычем Швыдким и Леной Перовой была программа, которая называлась «Жизнь прекрасна», так вот, очень много песен Майка спела, без них не обойтись, и когда слушаешь, как кто-то их поет, так и хочешь сказать, что первой исполнительницей была Кристалинская.

Они для меня все не чужие и не забытые — это родные люди, кто на моих глазах жили и умерли. Все равно я их помню, и к тому же первое исполнение — это ведь очень важно!..

«ТОЛКУНОВА ЛЕЧИТЬСЯ НЕ ХОТЕЛА — ВОТ НЕ ХОТЕЛА, И ВСЕ! ЕЙ СКАЗАЛИ, ЧТО У НЕЕ РАК, А ОНА: «НУ И ПУСТЬ» 

— Еще одна певица, которой вы аккомпанировали и которая тоже, к сожалению, ушла, — Валентина Толкунова...

— Ой, это такое горе — ее смерть! Помню первые Валины концерты...

— ...джазовая певица когда-то была — при Саульском!

— Нет, не джазовая. Валю, поскольку пела она чисто, в вокальный ансамбль взяли — на бэкстэйдж, но она даже синкопы петь не умела. Там две девушки были, которые «тап-та-да, тап-та-да», а она — нет, а джазовой быть не могла еще и потому, что очень такая русская, распевная, до мозга костей славянка.

— Классная певица?

— Единственная в своем роде! Нет, еще одна такая была — Лидия Клемент...

— Да, давно — в 50-е годы...

— Вот у Вали, как у нее, инструментальное звукоизвлечение: Толкунова пела, будто на флейте играла, флейтовый звук, и даже эту песню детскую (напевает): «Кабы не было зимы в городах и селах...» — спела так...

— ...потрясающе!..

— ...что никто не хотел Анофриева слушать...

— ...«Спят усталые игрушки»...


 С Евгением Петросяном. «После розыгрыша Винокура Женя никому ни слова не сказал — молчал как рыба»

С Евгением Петросяном. «После розыгрыша Винокура Женя никому ни слова не сказал — молчал как рыба»

— ...да, и даже моя младшая дочь, когда Олег пел, капризничала: «Не буду спать, пусть тетя поет!», а я с тетей уже работал.

...Господи, когда же это началось? В 72-м году были популярными ее песни «Поговори со мною, мама» (Мигуля написал), «Серебряные свадьбы» на музыку Аедоницкого и «Стою на полустаночке», которую в фильме «День за днем» Сазонова Нина Афанасьевна пела, и вот Валюша исполняет это в телевизионном концерте раз, второй, и на третий все бабы ее полюбили, кумиром домашних хозяек она стала.

Мы в Харьков, я помню, приехали, в Театр музкомедии, и там замечательный мужик был, который левые концерты устраивал. Я спросил: «Валечка, поедешь?». Она робко так: «А мне заплатят?». — «Заплатят. Сколько ты хочешь?». — «Ну, я не знаю... 50 рублей дадут?». Я: «100 дадут!», и вот работает Валя первое отделение, на улице женщины, не попавшие на концерт, стоят и радио слушают — им его провели, чтобы слышали, что Толкунова поет! Плакали при виде ее, шали дарили, просили: «Можно за вас подержаться?».

— Вы, когда она умерла, плакали?

— Ну, плакать я не умею... Я родных похоронил: папу, маму, брата, сестру — слез у меня нет, только горечь. Толкунова лечиться не хотела — вот не хотела, и все!

— Такое бывает...

— Ей сказали, что у нее рак, а она: «Ну и пусть»... Что-то сломалось в ней, понимаешь? — а ведь и выглядела замечательно, и звучала отлично. Может, фаталисткой была, думала, рассосется, но рак рассосаться не может, не может...

— Арлазоров тоже лечиться не хотел...

— Сначала не хотел, но потом, когда захотел, было уже цу шпет...

— ...поздно...

— Увы.

«ТО, ЧТО ЖЕНА КАРАЧЕНЦОВА СЕЙЧАС С КОЛЕЙ ДЕЛАЕТ, — НЕПРАВИЛЬНО. УЛУЧШЕНИЯ УЖЕ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ: НЕТ ПОЛОВИНЫ МОЗГА, И ЭТО КОЩУНСТВО» 

— Вы с Владимиром Винокуром работали, и довольно успешно: прекрасные номера были...

— С Вовкой самое веселое время было!

— Хорошие воспоминания остались?

— Да, мы с ним друзья, с Володей. Сделали одну программу — понравилось, а вторая, которую Хайт написал... Честно говоря, только артистом я быть не хотел, я музыкант и играть люблю, а играть мне там было нечего, потому сказал: «Володя, извини, но без меня». А вот эту пару ты помнишь — Клявер и Казаков? Рома Казаков и...

— ...Илья Олейников — конечно...

— Они сделали, но мне-то там показать было нечего, и я к Кобзону возвратился. А нет — к Андрюше Миронову пошел...

— ...не худший вариант...

— ...и много городов мы объездили. Было предложение обратно к Кобзону вернуться, но я сказал: «Не-е-е, я Андрюшу ни на кого не променяю», и пять с половиной лет мы работали — до последнего дня его жизни!

Знаешь, Дима, у меня фильм есть любительский, снятый, как говорится, дрожащими руками за два дня до смерти Андрюши. Мы в Риге на гастролях были — сперва в Шауляе концерт, потом послезавтра у него «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в Риге, а послепослезавтра должны были опять в Шауляй ехать — на второй концерт, и билеты все были проданы! Вот у меня съемка этого первого концерта есть, и вдруг через день Андрюша умирает — на сцене...

Причем я не стесняюсь сказать, и пусть все знают: была возможность оставить его в живых, но Кандель, который, кстати, зятем Кобзона был, — замечательный нейрохирург, умный, математического склада ума человек, Голубкиной и Ширвиндту сказал: «Лариса и Шура, я могу его спасти, но он будет растением. Вы такого Миронова хотите?». Они ответили: «Нет».

Не хочу никого осуждать, но то, что жена Караченцова сейчас с Колей делает, — неправильно. Все, кто его любят, не могут на такого человека смотреть, понимаешь? Улучшения уже быть не может: нет половины мозга, и это кощунство, но это ее личное дело...

— Кому было аккомпанировать легче всего и кому — сложнее?


С Иваном Ургантом

С Иваном Ургантом

— Никому не сложно. Вот смотри, Дима, ты — замечательный журналист. Не знаю, чем ты еще занимаешься, ты еще спортсмен, хорошо в морду дать можешь, но журналист, повторяю, замечательный и сразу отличить можешь: вот этот человек — непрофессионал, он плохие вопросы задает, не умеет слушать, перебивает... Ты знаешь и соблюдаешь законы жанра — своего, и я тоже законы жанра соблюдаю, и первый...

— ...не работать с теми, кто...

— Нет, если кому-то аккомпанирую, неважно, почему и что это за артист, я стараюсь, чтобы выглядел он достойно. Во-первых, я должен точно знать, что мне нужно играть, а во-вторых, обязан поднять этого артиста до самого верха, насколько смогу.

— Кого легче всего было поднимать?

— Ну, Иосиф Давыдович в поднятии не нуждается (улыбается) — с ним интересно было работать всегда...

— Школа!

— Профессионализм! С Олегом Анофриевым очень легко было, с Володей Винокуром мы вообще дурачились — романсы пели, песни, все подряд. Вовка-то музыкальный, никаких проблем с ним быть не может, а что касается немузыкальных людей, вернее, тех, у кого свое представление о музыке... Например, Андрей Александрович Миронов, несмотря на то что патологически музыкальным был, музыке никогда не учился, ему надо было сперва песню напеть, и Максиму Галкину точно так же — ему проще спародировать, чем новое исполнить. Показывает мне ноту: «У-у-у» — и спрашивает: «Что это — по камертону?». Я: «Это ля». На следующий день снова показывает: «Правильно?». На следующий!

— Талантливый!

— Я удивляюсь: «Слушай, как можешь ты ноту ля держать?». — «Ну ты же мне дал...».

— А уши на что, да?

— У всех разные способности, хотя все талантливые, и помочь человеку, с которым работаешь, — обязанность аккомпаниатора.

«МУЗЫКА — ЭТО НАРКОТИК, НО ДОСТИЧЬ СОВЕРШЕНСТВА В НЕЙ НЕВОЗМОЖНО, ПОТОМУ ЧТО ИДЕАЛ — ЭТО ГОРИЗОНТ: ТЫ ПРИБЛИЖАЕШЬСЯ К НЕМУ, А ОН ОТДАЛЯЕТСЯ» 

— У вас огромный диапазон жанров — вы себя виртуозом считаете?

— Не-е-ет, ты что, но не постесняюсь сказать, что мне надо неделю позаниматься, после чего выйду и концерт Моцарта с оркестром сыграю, концерт Бетховена... Да я и так каждый день занимаюсь.

— Неужели ежедневно?

— Да — а вдруг понадобится? (Сме­ется).

— От игры до сих пор кайфуете?

— Это как марихуана — втянулся, и все. Музыка — это наркотик, но достичь совершенства в ней невозможно, потому что идеал — это горизонт: ты приближаешься к нему, а он отдаляется. До совершенства дойти никому не под силу, и именно потому к нему надо все время идти.

— Какую музыку любите вы играть и какую — слушать?

— Слушать люблю классику, но в избирательном составе и избирательном исполнении, оперу обожаю, но только не целиком — целиком не могу.

— То есть «Хованщину» от начала до конца не осилите?


«Андрей Александрович Миронов, несмотря на то что патологически музыкальным был, музыке никогда не учился»

«Андрей Александрович Миронов, несмотря на то что патологически музыкальным был, музыке никогда не учился»

— Знаешь, что? Вот представь себе, что «Царскую невесту» Римского-Корсакова я лучше сам поиграю, потому что это изумительная музыка, но с вокалом свою притягательность она теряет. Так же, как Второй концерт Рахманинова лучше играть, чтобы два фортепиано было, чем с оркестром, — оркестр в этом произведении меня раздражает, а слушать джаз-рок предпочитаю — это жанр, который раньше меня родился.

— Вы же, я знаю, и Мадонну, и Леди Гагу слушаете...

— По надобности. Мне и рэперы нравятся — американских слушаю с удовольствием! Мой жанр, конечно, слушаю тоже, «битлов» наизусть знаю. Не все мне теперь уже по душе — я джаз-роком увлекся. Кстати, в 2008-м 40-летие ансамбля Tower of Power было, я посмотрел, как эти пожилые люди...

— ...дядьки взрослые...

— ...40 лет спустя собрались и играли так, будто только что музыкальную школу окончили, — с таким кайфом! И еще я на концерте в Нью-Йорке был, где Стинг по новой группу The Police собрал. Все, кто с ним пластинку в 77-м году записывали, приехали, вновь отрепетировали — на тех же инструментах, в том же составе... Так трогательно было, когда весь зал на Таймс-сквер стоя вместе с музыкантами все песни пел!

— Нынешняя российская эстрада вам нравится?

— Знаешь, судить не берусь: у меня мой вкус просто. Например, от того, что как смешное показывают, мне почему-то не смешно, хотя ребята способные есть — те же «Уральские пельмени».

— Галустян, Светлаков — это смешно?

— Они замечательные, но как бы тебе сказать... На концерт к ним не пошел бы — я уже устарел.

— А из певцов кто нравится?

— Нераскрытых много. Ты этот проект — «Голос» — видел?

— Да...

— Сколько у нас голосов шикарных, а у вас! Везде много — за это бы взяться! Талант помощи требует, подъема, первоначального инвестирования, а иначе погибнет, и не он потеряет — мы все потеряем!

«В НЬЮ-ЙОРКЕ ЧЕЛЕНТАНО КО МНЕ ПОДОШЕЛ И ПО-АНГЛИЙСКИ СКАЗАЛ: «НЕ НАДО, СЫНОК, КРОМЕ МЕНЯ И ТЕБЯ, ЭТУ МЕЛОДИЮ В ЭТОМ FUCKING ГОРОДЕ НИКТО НЕ ЗНАЕТ!» 

— Челентано за что вас благодарил?

— Был такой случай: я во французском ресторане в Нью-Йорке работал, хотя еда там русская была, как ни странно: икра черная, икра красная... Однажды туда Челентано со своим администратором пришел, я его увидел и его хит Soli заиграл: падам-падам-падам-падам-падам-падам-пададам... Он ко мне подошел и по-английски сказал: «Не надо, сынок, кроме меня и тебя, эту мелодию в этом fucking городе никто не знает!». (Хохочет). Он на Нью-Йорк зол был: его там не узнавали, понимаешь?

— А за что Хулио Иглесиас вас обнимал?

— Один наш... как бы его назвать? Акула бизнеса...

— ...так...


Иосиф Кобзон, Евгений Леонов, Левон Оганезов, Лев Лещенко и Владимир Винокур в Нью-Йорке, начало 90-х

Иосиф Кобзон, Евгений Леонов, Левон Оганезов, Лев Лещенко и Владимир Винокур в Нью-Йорке, начало 90-х

— ...день рождения для своей жены в Барвихе устраивал, и она попросила: «Пусть Хулио Иглесиас приедет!». Муж самолет послал, и Хулио с аппаратурой в 40 тонн прилетел — видимо, за хорошие деньги. Всю эту аппаратуру в небольшом зале расставили, хотя ее было бы достаточно, чтобы Дворец спорта озвучить, заиграли, вышел Иглесиас: «No, no, no!» — всех выгнал, одного клавишника и гитариста оставил, барабанщика щетками заставил играть... Это на репетиции, а потом, значит, концерт, а я со своим ансамблем фуршет играл. Играем-играем, ведущая Хулио Иглесиаса объявила — поаплодировали, а он такой певец, которого надо слушать. Гости первую песню послушали, на второй разговаривать начали, а мне стыдно — я рядом стою! Ну а на третьей песне все...

— ...выпивать и закусывать стали?

— (Кивает). Чего-то поели, потом танцевать пошли — и вообще на него не смотрят. Смотрел и слушал его я один, и он, видимо, решил, что я и есть заказчик (улыбается). Ну, я слушал, хлопал: его волшебный тембр мне нравится! Иглесиас тихим голосом поет, но женщины плакать должны...

— ...как минимум...

— ...а мужчины прослезиться хотя бы, а эти люди ели устриц и танцевали. Хрен с ними, но понимаешь, какая штука? Он, в общем, сошел в зал — я ему руку подал, потому что там высоко, и он меня обнял: есть фотография. Надя, мой директор, сказала: «Левон Саркисович, по-моему, он думал, что вы и есть заказчик!». (Смеется).

«МНЕ КАЖЕТСЯ, ЕСЛИ ЗА МЕМУАРЫ ВОЗЬМУСЬ, ТУТ ЖЕ ПОМРУ» 

— Лев Лещенко рассказывал мне о жуткой трагедии: в 1972 году пародист Виктор Чистяков сел в самолет Ан-10, который где-то под Харьковом упал. Знаю, что тем самолетом, помимо самого Лещенко, должны были лететь и вы, но Лев Валерьянович уговорил вас этого не делать...

— Ничего подобного, пусть Лева не врет. Был вечер Фрадкина — по-моему, в Колонном зале Дома Союзов, и нас не отпустили: мы должны были там участвовать. Разбился барабанщик, с которым мы вместе работали, Журавский Володя, пианист Марик Рубин, да много кто...

— Вы почувствовали, что смерть мимо прошла?

— Ты знаешь, это не первый и не последний раз, когда она рядом была, — уже самолет у нас падал...

— Кошмар!

— Летим мы над Леной, самолет Ли-2, четырехкрылый, перегружен, на высоте сколько-то там метров холодный и теплый воздух встречаются, как бы безвоздушное пространство образуется, и вот в этом месте самолет начал падать. Хорошо, что он с крыльями, не вертолет все-таки — аккуратненько сел на воду и в глиняный берег врезался. Представь, поздняя осень, где-то конец сентября: морозов еще не было... Въехали в грязь, в глину! Высокий берег был, 15 музыкантов и шестеро артистов сидят, а деваться-то некуда! Вот такая была история — нас трактор потом вытянул.

— Мемуары вы написать не хотите?

— Нет, ты знаешь, мне кажется, если за них возмусь, тут же помру.

— Людмила Сенчина мне говорила, что композитору Шварцу достаточно было довести девушку до рояля — вам тоже?


«Как женился — никакие девушки меня не интересовали, разве что глазами поесть»

«Как женился — никакие девушки меня не интересовали, разве что глазами поесть»

— Людмила Петровна ошиблась (царство ей небесное, я ей часто акком­панировал)... Это фразу, которая будто бы про Шварца, произнес в свое время Дмитрий Яковлевич Покрасс, который видел в жизни мало, — у него во-о-от такой толщины линзы были (улыбается). Отличался Покрасс, знаешь, чем? Он пел песни, и, как назло, в каждом слове была буква «р»...

— ...которую не выговаривал?..

— Да, но его все время в Центральный дом Советской Армии приглашали, и вот он начинал петь (поет, картавя): «Мы кр-р-расные кавалер-р-ристы, и пр-р-ро нас былинники р-р-речистые ведут р-р-рассказ...». Или же: «Утр-р-ро кр-р-расит нежным светом стены др-р-ревнего Кр-р-ремля...».

Присутствующие, в том числе высокопоставленные военачальники, сидели и ему подпевали! Как Буденный сказал: «Полезный еврей»... (Хо­хочет).

— То есть вам доводить поклонниц до рояля вовсе не обязательно?

— Вот это Покрасс говорил — о себе! У него спрашивали: «Дмитрий Яковлевич, а девушки вам зачем?». — «Вы меня только к р-р-роялю подведите!». (Смеется).

— Девушки к вам, думаю, и так липли — без рояля...

— Ты знаешь, донжуаном я никогда не был — я всегда был донкихотом. Вот как женился — никакие другие девушки меня не интересовали, разве что глазами поесть.

— Сколько вы с женой прожили?

— 49 лет.

— У вас две дочери...


Левон Саркисович с супругой Софьей, дочерьми Марией и Дарьей и зятьями

Левон Саркисович с супругой Софьей, дочерьми Марией и Дарьей и зятьями 

— ...и три внучери! (Улыбается).

— Все в США живут...

— ...да...

— Чем дочки занимаются — музыканты?

— Нет, были музыкантами. Старшая театры возит, балет, группы разные, фестивали в Нью-Йорке устраивает — она арт-менеджер, у нее хорошая фирма, Maestro Artist называется. Уже много лет работает, и очень успешно, а младшая — пиарщик в Нью-Йоркском университете. Спрашиваю: «Кого же ты там пиаришь?». — «Папа, у меня одни академики и профессора».

— Вы одиночество предпочитаете, правда?

— Когда на рояле играю, да (смеется), но после нет — у меня много приятелей. Григорий Ильич Ковалевский, директор оркестра «Виртуозы Москвы», Вова Спиваков, Вова Винокур — все мои друзья старинные.

«ПЕТРОСЯН, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО ВРОДЕ И ОСТРОУМНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ТУГОДУМ НЕМНОГО» 

— У вас выдающееся, на мой взгляд, чувство юмора, и знаю, что вы многих разыгрывали...

— Не-не-не, Дима, я стесняюсь, ты что?!

— Тем не менее Петросяна вы с Винокуром разыграли...

— Ну, это, конечно, Вова придумал — я только поддакивал. Дело в Мексике было, целый день по жаркому Мехико ходить надоело, и мы сперва композитора одного разыграли, а потом Женю решили. Володя в номер ему позвонил и измененным голосом с сильным акцентом спросил: «Гаспадын Пэтросьян?». — «Да, слушаю». — «Ми узнали, что ви здэс...».

«Интересно!» — Женя в ответ: повелся! Он, несмотря на то что вроде и остроумный человек, этой профессией занимается, тугодум немного (улыбается). «Здэс у нас армянская общына, ми хатим вас пригласыт в гости...», а в группе три армянина было — Жорик Мовсесян, я и он. Вова спросил: «У вас в группэ армяне ещо есть?». Женя: «Нет-нет, я один!». Я про себя: «Вот сволочь! Ладно-ладно...». Решили: раз так, крутим его до конца. «Внизу машина стоит, — Вовка сказал (и там действительно машина была — гостиничное такси без шашечек. — Л. О.), — садитэс в нее и езжайтэ на площад Гарибальди, ми вас там будэм встречат». А это самая далекая от нашей гостиницы точка.

Ну, Петросян, конечно, потом не рассказывал, но мы в курсе: сел он в автомобиль, на площадь Гарибальди поехал, никто его не встретил, вернулся Женя обратно, 60 долларов истратил — мексиканских, правда...

— ...но все равно вы плохие люди...

— ...и никому ни слова — молчал как рыба.

— Вы открылись ему потом?


С Дмитрием Гордоном. «Очень жалею, что давно в Украине не был, — люблю вашу публику, отзывчивую, музыкальную и вообще замечательную»

С Дмитрием Гордоном. «Очень жалею, что давно в Украине не был, — люблю вашу публику, отзывчивую, музыкальную и вообще замечательную»

— Нет! (Cмеется). А вот еще один смешной случай. Прилетели мы как-то с Винокуром и другими коллегами в Алма-Ату — большие концерты тогда, в советское время, там были. Выходим, и Женя с нами — несмотря на жару, в плаще и кепке... Ну, хорошо, стоим, автобуса ждем, и мимо совершенно классический казах проходит: войлочные сапоги, нагайка в руках, стеганый халат, шапочка такая — ну, казахский дедушка, а поскольку Винокур первый стоит, он к нему подошел и спросил что-то типа: «Шакбалдак кунак унде?». Володя ему в тон: «Абдалдак бунакуве!» — и казах в ту сторону пошел, куда ему указал Винокур.

Молчок, все удивлены, и тут Евгений Ваганыч поинтересоваться решил (голосом Петросяна): «Володя, а ты что, по-казахски, что ль, понимаешь?». Володя ему (голосом Винокура): «Дык это... В одной стране живем, в городах разных бываем — надо же пару слов-то знать». Думаю, Женя до сих пор уверен, что Володька по-казахски понимает...

— В конце беседы, Левон Саркисович, попрошу вас, учитывая, что вы 10 лет этим в программе «Белый попугай» занимались, анекдот рассказать...

— Грустный тогда, ладно? Человек у Бога спросил: «Господи, ну почему девушки такие нежные, вежливые, ласковые, а женщины — злые, желчные, раздражительные?», и Бог ответил: «Да потому что девушек делаю я, а женщин — ты!».

Знаешь, на прощание скажу: я очень жалею, что давно на Украине, или, как сейчас принято говорить, в Украине не был, — люблю вашу публику, отзывчивую, музыкальную и вообще замечательную. Столько лет на гастроли приезжал, а перестал — и такое чувство, будто у меня уши отрезали! Очень жалко, я с удовольствием приехал бы с кем угодно.

— Спасибо вам! Будем ждать... 





19.10.2018



Полный адрес материала :
http://gordon.com.ua/tv/5bc972e02b840/