СМИ о Гордоне
Дмитрий Гордон: «Формат «Бульвара» сформировала жизнь»




- Вы и издатель, и журналист, пишете книги, поете… Кем вы больше себя ощущаете?

- Журналистом.

- Больше всего вы работаете в жанре интервью. Почему вы избрали для себя именно этот жанр?

- Если человек в добавок ко всему является еще и звездой, ему удалось добиться в жизни каких-то впечатляющих результатов, то именно интервью позволяет как можно полнее передать его внутренний мир. Кроме того, прямая речь человека, без комментария журналиста, позволяет читателю полнее судить о человеке.

- Что бы вы сказали начинающим журналистам, желающим освоить этот жанр?


- Во-первых, необходимо хорошее образование. Журналистика, на мой взгляд, это не специальное журналистское образование, а внутреннее состояние человека, его общее образование, кругозор. Идя на интервью к какому-либо человеку, важно понимать, кто он, что он сделал в жизни, какие люди его окружают, что они сделали, какая существует связь между этим человеком и его окружением, что на самом деле является предметом разговора… Для этого надо много читать, ориентироваться в жизни, в людях, в психологии людей. Это самое главное.

Второе - это понимание, что короля играет свита. Когда ты идешь на интервью, ты не должен выпячивать себя и в этом ошибка многих журналистов, моих коллег. Они пытаются показать себя, а показывать надо того, у кого ты берешь интервью, потому что ты, по большому счету, людям не интересен. Людям интересен тот человек, с которым ты беседуешь.

Третье - надо уметь выслушать. Нельзя перебивать собеседника, часто, во всяком случае.

В-четвертых, надо быть достойным собеседником – не прятать глаза, уметь поддержать разговор, быть в теме, что называется.

- Вы ведете программы и в жанре телевизионного интервью. Эти программы также характерны аскетизмом в оформлении и постановке программы. С чем это связано?

- Главное не антураж, на мой взгляд. Антураж становится главным тогда, когда, кроме него, ничего больше нет. Я считаю, что главное – крупный план собеседника. Я не беру интервью у людей, которые лично мне не интересны, не интересны обществу в целом. Это всегда очень яркие люди, которые своей жизнью, своими поступками, делами, жизнью доказали, что они заслуживают право появляться на телеэкране. Сегодня телевидение, к сожалении, на мой взгляд, превратилось в нечто низкопробное. В том числе и из-за засилья дешевых, плохо сделанных фильмов, дешевых игр. От того телевидения, которое было в советское время, которое развивало и подтягивало людей к высокому уровню культуры, почти ничего не осталось. Я же в своей передаче хочу зрителей, прежде всего, немножко образовывать, поскольку общение с умными людьми всегда образовывает лучше любых учебников, а второе – навязывать обществу хороший вкус на фоне навязываемого ему плохого. Поэтому мне важны крупные планы моих собеседников, их мимика, жесты, их мысли, слова, содержание беседы, чтобы в результате люди не переключали телевизор. То есть важно держать человека, сидящего перед экраном, беседой. И очень высокий рейтинг этой передачи подтверждает , что это удается.

- В следующем году исполняется 10 лет газете "Бульвар". Вы являетесь ее редактором и собственником. Очевидно, что газета такова, каков ее читатель. Но все же, как вы считаете, за 10 лет читатель "Бульвара" изменился?

- Да.

- Как именно?

- Аудитория стала более интеллектуальной. Когда газета была создана, вкусы публики были одни, и мы старались эпатировать читателя. Сегодня газета выполняет совершенно другую функцию. Я должен сказать, что в 1998 году в нашу газету в качестве председателя редакционного совета пришел Виталий Алексеевич Коротич, человек, который является совестью, честью и счастьем нашей газеты. Человек, который стал одним из идеологов перестройки в Советском Союзе, один из лучших поэтов современности. Человек, безгранично интеллектуальный, образованный, честный. С его помощью мы подобрали редакционный совет и эти люди уже задали другой тон "Бульвару", более интеллигентный, более интеллектуальный.

Во главе угла наших публикаций сегодня - люди, которые смогли в жизни чего-то добиться, потому что самое интересное в мире – это человек, его мысли и его поступки.

- Не планируете ли вы изменить формат газеты?

- Нет. Он устоявшийся. Формат "Бульвара" сформировала жизнь. Он очень нравится читателям, удобен им.

- В эфире программы Анны Безулик ("Я так думаю", канал "1+1"), посвященной теме скрытых камер, вы сказали, что герои публикаций "Бульвара" иногда сами просят, чтобы за ними подсматривали. Насколько искажается смысл информации ради сенсации?

- Смысл не искажается, но бывает такое, что известные люди просят нас поддержать их игру, потому что без игры жизни нет.

- А как же интересы читателей?.. Их право на объективную и правдивую информацию?


- Читателям это очень интересно. Читателям, кроме правдивой информации, интересна еще и игра. Читателям интересен и суп, и каша, и гренки с макаронами. Поэтому мы им это и даем. Они прекрасно понимают, что это игра, но они в нее включаются и они нам благодарны за то, что мы даем им возможность в ней поучаствовать.

- Как вы считаете, при каких условиях серьезная общеполитическая газета может стать такой же успешной, как и "Бульвар"?

- Ни при каких. Это исключено. "Бульвар" имеет успех благодаря двум главным моментам. Первое - это то, что мы сразу взяли курс на семейную газету. То есть если в семье жена любит почитать о киноактерах, муж – о футболе, сын – о звездах рэпа, а мама – о писателе, ее ровеснике, то "Бульвар" всем дает такую возможность. Каждый может найти в ней что-то для себя. И даже если ему категорически не нравится одно, он купит газету ради другого.

Меня тоже не все устраивает в "Бульваре". У меня есть свои вкусы и увлечения, и мне целый ряд вещей не нравится. Но я понимаю, что это мое личное мнение и никто сегодня не определяет линию "Бульвара". Ее определяют читатели. Мне не нравится панк-рок, а тысячам людей это нравится, значит, им нужно дать материал о панк-роке. Или мне не нравится теннис, я люблю футбол. Но если теннисисты привлекают такое внимание, то как можно обойти эту тему стороной?

Второе. В "Бульваре" все герои, у которых берут интервью, настоящие. Советская журналистика была фальшивой все время, потому что в советской журналистике футболисты говорили как доктора наук. Они не разговаривали таким языком никогда, но умные корреспонденты переделывали их речь и получались ненастоящие звезды, ненастоящие герои. У нас они настоящие. Если они разговаривают так, то и на страницах газеты они разговаривают так. Это главное. И еще очень важно – читатель знает, что если газета по кому-то прошлась, то завтра устами того, по кому она прошлась, она ответит. То есть чувство справедливости и естественности – самое главное.

- Когда вы берете на работу новых сотрудников, журналистов, какие задачи вы им ставите?

- Важен профессионализм и порядочность. Меня как редактора, прежде всего, интересуют интервью с очень известными людьми и свежая светская хроника. То есть, что произошло в театрах, концертных залах, на вечеринках, светских раутах, кто был, как выглядели, что говорили, что было интересного. Я, в первую очередь, не редактор, а читатель, мне тоже интересно прочитать что-то этакое.

- А с чем связано то, что в редакции "Бульвара" практически нет штатных журналистов?


- Я работал в советское время в газетах и помню эти раздутые штаты. Людей в газетах было много, многие были набраны по блату. Все их занятия сводились к тому, что они болтали по телефону и пили кофе. А работу выполняли три-четыре человека. Поэтому я считаю, что не нужно держать людей в офисе. Это советский пережиток – пусть все ходят на работу с 9-ти до 5-ти. Я считаю, что это напрасная трата времени. Я считаю, что на работе должен быть постоянный состав, которые обеспечивают бесперебойную работу редакции. Творческие люди, журналисты, должны искать темы, писать дома, в спокойной обстановке, могут лежать, обдумывать тему, развалившись в кресле. Творческих людей не надо загонять в узкие рамки.

- Вы планируете новые проекты в сфере СМИ?

- Нет. Мне это не интересно. Я знаю опыт безумно популярного еженедельника "Аргументы и факты", который начал дробиться и создавать разнообразные приложения. Так вот, потерял от этого больше всего именно сам "АИФ". То есть, лучше заниматься одним делом и профессионально, чем многими и не дотягивать на каждом направлении.




21.06.2004, Оксана Лысенко, «Телекритика»



Полный адрес материала :
http://gordon.com.ua/smi/4e5f6dc190c24/